Виктор Беленко, перебежавший на Запад на реактивном истребителе, умер в возрасте 76 лет
В ясный летний день 1976 года недалеко от побережья северного японского острова Хоккайдо на радаре появился самолет. Он летел всего в 100 футах от воды, достаточно низко, чтобы его не заметили. Затем внезапно он поднялся на высоту 20 000 футов. Очевидно, пилот захотел, чтобы его заметили.
Самолет летел в сторону юго-западного портового города Хакодатэ. Он дважды облетел аэропорт, а затем приготовился к посадке. Самолет, теперь идентифицируемый как советский истребитель, при приземлении чуть не столкнулся с авиалайнером Боинг 727. Он проехал конец асфальта, подломил переднее колесо и остановился недалеко от оживленного шоссе.
Когда наземные бригады бросились к нему, фонарь самолета открылся. Крепкий блондин вышел с пистолетом и произвел два выстрела в воздух, чтобы предупредить зрителей. Когда прибыли власти, он спустился вниз, чтобы встретить их.
Его звали лейтенант Виктор Беленко. По его словам, он прибыл туда, чтобы дезертировать вместе со своим самолетом, сверхзвуковым перехватчиком МиГ-25. Самолет на протяжении многих лет вызывал страх у западных военных. Теперь, благодаря лейтенанту Беленко, у них был первозданный образец для изучения. Джордж Буш, тогдашний директор Центрального разведывательного управления, назвал этот инцидент «разведывательным золотом».
Лейтенант Беленко, который впоследствии обосновался в Соединенных Штатах, умер 24 сентября в доме престарелых недалеко от Роузбад, небольшого городка в Южном Иллинойсе. Ему было 76 лет. Его сын Пауль Шмидт сказал, что его смерть, о которой в то время широко не сообщалось, наступила после непродолжительной болезни.
Виктор Беленко был ростком коммунистической молодежи. Родившийся в пролетарской бедности, он прошел карьеру и партийную карьеру, чтобы стать членом элитных Сил ПВО страны, отдельного подразделения советских ВВС, которому было поручено защищать Родину от нападения.
Но со временем он разочаровался в советской системе. Ему было обещано материальное вознаграждение за его упорный труд… вместо этого, несмотря на его элитный статус, он чувствовал, что с ним обращаются как с расходным винтиком в скрипящей военной машине.
Он держал свои сомнения при себе — настолько, что в начале 1970-х годов получил задание: пройти обучение на МиГ-25, одном из новейших советских образцов вооружения.
На протяжении 1950-х и 60-х годов Соединенные Штаты и Советский Союз вели гонку вооружений на больших высотах, создавая более крупные и быстрые бомбардировщики и самолеты-разведчики. Соединенные Штаты одержали верх, учитывая обширность территории, которую Советскому Союзу приходилось защищать.
Затем, в начале 1970-х годов, американские спецслужбы и их союзники обнаружили в советском арсенале новый самолет: огромный истребитель, способный летать на многие мили над землей, в несколько раз быстрее звука.
У самолета, который в Организации Североатлантического договора назвали МиГ-25 «Фоксбат», было еще кое-что: широкие крылья, что позволяло предположить, что он также был очень маневренным. Это было оружие, которого Запад давно боялся, полагая, что оно способно сбивать сверхзвуковые бомбардировщики и самолеты-разведчики, которые до этого безнаказанно летали через советское воздушное пространство.
Теперь лейтенант Беленко подарил им один образец.
Он планировал свой побег несколько месяцев, ожидая, пока он и его эскадрилья не отправятся на учебную тренировочную миссию над Японским морем, что приблизило его к свободе и лишило его коллег возможности остановить его.
После того как он приземлился, японские официальные лица передали лейтенанта Беленко и его самолет американцам. Самолет был разобран и проанализирован, а затем через несколько недель возвращен по частям Советскому Союзу. Лейтенант Беленко получил убежище, после чего вылетел в США на допрос.
МиГ-25 оказался бумажным орлом. Его гигантский размах крыльев предназначался не для маневренности, а просто для того, чтобы поднять самолет и его 15 тонн топлива от земли. Он даже не мог выполнять свою работу, хотя он летал быстро, он не мог сравниться с американским самолетом, который должен был сбить.
Однако большую ценность имело то, что лейтенант Беленко рассказал американцам об условиях и моральном духе в советских вооруженных силах.
Американские чиновники долгое время считали, что советские военнослужащие — это супермены. Лейтенант Беленко рассказал, что их часто морили голодом, избивали, загоняли в тесные жилые помещения и подвергали садистским наказаниям за малейшее нарушение.
Во время посещения американского авианосца он был поражен тем, что морякам разрешено неограниченное количество еды бесплатно. Однажды он купил в продуктовом магазине банку корма для кошек, не зная, что он предназначен для домашних животных; когда кто-то указал на его ошибку, он пожал плечами и сказал, что она все равно вкуснее, чем еда, продаваемая для потребления человеком в Советском Союзе.
И он был поражен, узнав о недостатках внутреннего устройства своего самолета, которые, несмотря на его элитный статус, ему никогда не разрешали увидеть.
«Если бы мой полк смог увидеть на пять минут то, что я видел сегодня, — сказал он товарищу, — произошла бы революция».
Виктор Иванович Беленко родился 15 февраля 1947 года в Нальчике – российском городе в предгорьях Кавказских гор.
Его отец работал на заводе, мать на ферме. Даже по советским меркам у них было очень мало денег. Но Виктор посвятил себя учебе и партийной деятельности, став пионером, а затем и комсомольцем — молодежной группы, готовившей будущих членов партии.
Он имел мало представления о жизни в Америке, за исключением того, что она должна была быть лучше, чем та, с которой он столкнулся в Советском Союзе.
«Я жаждал свободы в Соединенных Штатах», — цитирует его слова японская полиция. «Жизнь в Советском Союзе не изменилась по сравнению с той, которая существовала во времена царской России, где не было свободы».
В 1980 году Конгресс принял закон о предоставлении г-ну Беленко гражданства. Стремясь избежать внимания, он взял фамилию Шмидт и часто переезжал, в основном живя в небольших городках на Среднем Западе. Он работал консультантом в аэрокосмических компаниях и государственных учреждениях.
Его брак с Корал Гараас закончился разводом. Помимо сына Пола Шмидта, у г-на Беленко остался еще один сын Том Шмидт и четверо внуков. Хотя в некоторых сообщениях говорилось, что он оставил жену и ребенка в Советском Союзе, г-н Беленко сказал своему сыну, что это неправда и является результатом советской пропаганды.
После окончания холодной войны он начал время от времени появляться на авиашоу и снова стал называть себя Виктором Беленко. Но он никогда не стремился извлечь выгоду из момента международной славы.
«Он жил очень частной жизнью», — сказал его сын Пол. «Он пролетел незаметно, в прямом и переносном смысле».