Самый сложный участок, с точки зрения физико-географических и климатических условий, достался 10-му Алма-Атинскому авиационному полку и 22-й Уч-Аральской отдельной авиаэскадрильи ВПО. Восточная часть провинции
Бадахшан на границе с Пакистаном и Китаем в районе так называемого «афганского языка» – это
высочайшие горы Памира, «семитысячники», с ледниками и перевалами на 5000–6000 м, с длинными и
Не менее важные и сложные боевые задачи выполнялись летным и инженерным техническим составом в самой молодой в то время душанбинской авиационной части, созданной специально для усиления высокогорного участка
Среднеазиатского пограничного округа. С 1981 по 1989 г. личный состав 23-го отдельного авиаполка участвовал в более чем 80 крупных операциях по ликвидации незаконных вооруженных формирований, совершил около 130 тысяч
боевых вылетов, десантировал...
Особой вехой в служебно-боевой деятельности 80-х годов старейшего в авиации ПВ 17-го Марыйского авиаполка является участие его личного состава во всех крупных боевых операциях на границе с Афганистаном. Так, в соответствии с записями в формуляре авиационного полка по состоянию на 20 мая 1990 г., за период 1980–1989 годы награждены: орденом Ленина – 9, орденом Красного Знамени – 55, орденом Красной Звезды – 138, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени – 18, медалью «За отвагу» – 65, медалью «За боевые заслуги» – 220, медалью «За отличие в охране государственной границы СССР» – 250 человек.
Пограничная авиационная группировка на границе с Афганистаном
Авиация Пограничных войск КГБ СССР принимала участие в боевых действиях в Республике Афганистан с января 1980 по февраль 1989 года. К началу 1980 года в составе КСАПО была всего одна 4-я отдельная авиаэскадрилья, которая базировалась в городе Мары Туркменской ССР. В ее штате было 12 вертолетов Ми-8 и два самолета Ан-24. Экипажи эскадрильи, кроме базовой точки, несли службу еще в двух авиационных звеньях отдельного базирования: на правом фланге округа в Небит-Даге, на левом – в Душанбе. 31 января 1980 г. четыре экипажа вертолетов Ми-8 под командованием майора Ф.С. Шагалеева совершили первые вылеты на территорию Афганистана по маршруту Пяндж- Нанабад–Янги-Кала–Московский. Из-за нехватки сил и средств в начальный период действий в РА привлекались экипажи с вертолетами из двух соседних пограничных округов – Восточного и Закавказского. В среднем это составляло в 1980 г. – по 8 экипажей, в 1981 г. – по 10 экипажей, в 1982 г. – по 12 экипажей ежемесячно. Одновременно шло наращивание авиационных сил и средств в самом КСАПО.
Комментарий редакции
Продолжение здесь https://svaul.ru/articles/18-17-i-maryiskii-aviacionnyi-polk.html
Вертолетчик Сергей Адамович Пасынок: «Бывают на войне моменты, которые хочется забыть, но они остаются с тобой навсегда»
В ходе боевых действий на территории Демократической Республики Афганистан особая роль отводилась вертолетам пограничной авиации. В силу особенностей рельефа местности сопредельного государства от винтокрылых машин во многом зависел успех воевавших на земле. Одним из пилотов, прошедших ту войну, был полковник Сергей Адамович Пасынок, чьи воспоминания публикуются ниже.