История Саратовского ВВАУЛ

Краткая история училища:

31 декабря 1969 года приказом МО СССР № 0029 была создана Саратовская военная авиационная школа пилотов.
15 февраля 1970 года в состав школы вошли 131 УВП и 297 ОБАТО.
06 февраля 1971 года школа пополнилась Озинскими частями: 437 УВП и 744 ОБАТО переданными из Сызранского ВАУЛ.
12 июня 1971 года Школа пилотов преобразована в Саратовское ВАУЛ.
В сентябре 1971 года училищу были приданы Сердобские части: 95 УВП и 751 ОБАТО переданные из Краснодарского училища.
1972 г. - первый выпуск пилотов-прапорщиков.
1973 г. - первый выпуск офицеров-лётчиков.
1977 г. - первый набор по профилю высшего училища. За годы существования училища обучение в нем прошли более семи тысяч человек.
В 1991 г. - училище прекращает своё существование... Оставшихся курсантов переводят в Уфимское ВВАУЛ, которое вскоре то же закрывается, и выпускаются они в Сызранском ВВАУЛ, являющееся на сегодняшний день единственным училищем (военным институтом) в России готовящее лётчиков Армейской авиации.

Исторические сведения об училище:

Первые летчики

Рождение нашего училища состоялось как Саратовской военной авиационной школы пилотов, которая была сформирована на основании приказа МО СССР № 0029 от 31 декабря 1969 года в живописных окрестностях города Саратова – в поселке СОКОЛОВЫЙ. С назначением на должность начальника школы полковника АНОФРИЕВА Ивана Ивановича в декабре 1969 года для комплектования штатов учебного заведения начал прибывать офицерский состав. Пионерами нового дела были офицеры КВИТНИЦКИЙ Б.И., КОНДЫРЕВ С.М., МАРЬИН Г.К., ЛЕВЧЕНКО Ю.К, ЖЕЖЕЛЬ Ф.Е., БАБУШКИН В.С., ШАПТАЛА М.А., НЕСТЕРЧУК К.М., ЛИСЕНКОВ Л.А., РОЩУПКИН А.М., ЗАДОРОЖНЫЙ А.М., ЦВЕТКОВ Н.П., КУЛЕШОВ И.М., БОЧАРОВ М.Н., КУЗНЕЦОВ В.П., ЧАПТАРОВ В.М. и многие другие.

РЫДКИЙ Юрий Иванович

Первым, еще в октябре, на территорию будущей школы прибыл капитан РЫДКИЙ Юрий Иванович. Он начал комплектовать комендатуру, которая готовила базу для формирования школы пилотов. 15 февраля 1970 года в состав школы вошли 131 учебный вертолетный полк и 297 батальон аэродромно-технического обслуживания. К исполнению обязанностей командира полка приступил подполковник САХАРОВ В.В. В последующем первым командиром был назначен подполковник ЖЕЛТОВ И.П. Его заместителями в это время стали подполковник РАССУКОВСКИЙ А.М., капитан КУЛИКОВ Н.Г., ставший заместителем начальника училища по ИАС, подполковник БРЮЗГИН С.Т.

Анофриев Иван ИвановичЖелтов Иван ПавловичКаприн Дмитрий Васильевич

28 мая 1971 года в состав СВАШП вошли 437 учебный вертолетный полк и 744 батальон АТО, переданные из Сызранского ВВАУЛ. 437 отдельный вертолётный полк был сформирован на аэродроме Озннки Саратовской области 30 ноября 1962 года. Формированием руководил командир полка Герой Советского Союза полковник КАПРИН Д.В. В соответствии с Директивой ГШ 437овп был переформирован в 437 учебный вертолётный полк и передан в состав Саратовского ВАУЛ.

3 сентября 1971 года в состав Саратовского ВАУЛ вошли 95 учебный вертолетный полк и 751 батальон АТО, переданные из Краснодарского ОВЛТУ, которые перебазировались из аэродрома Зерноград на аэродром Сердобск (Тащиловка) с 11 августа по 1 сентября 1971 года под руководством командира полковника Игнатова Е.П.

С первых дней формирования школы велась большая работа по оборудованию военной базы, готовились преподавательские кадры, создавалась необходимая и прочная основа для подготовки специалистов вертолетной авиации. Самоотверженно трудился руководящий состав школы - полковник АНОФРИЕВ И.И., начальника штаба подполковник АХРЕМОЧКИН Ф.И., начальник политотдела подполковник ЕМЕЛЬЯНОВ Н.А., заместитель начальника по тылу КВИТНИЦКИЙ Б.И. и другие.

Была проведена работа по приему на различные должности рабочих и служащих Советской Армии. На протяжении многих лет добросовестно трудились в училище АРХИПОВА Н.И., БАРАБАШ Р.Е., БУСАРОВА В.П., ЖЕЛТОВА Л.И., ЗАДОРОЖНАЯ Е.П., КУРОЧКИНА Т.И., ЛЕВЧЕНКО Л.К., ЛИНКИНА Л.Н., МАЛЯВСКАЯ В.А., МАЛАХОВА В.А., СОШИНА З.А., СУЗДАЛЕВА Т.П., ТОПОРКОВА Л.А., УСОВСКИЙ Д.К., ШИВКОВА З.В. и многие другие.

В это же время из Сызранского ВВАУЛ были получены первые вертолеты Ми-1. Один из вертолетов перегнал будущий начальник Сызранского ВВАУЛ
старший лейтенант БАЗАРОВ А.Ф.

12 июня 1970 года 131 полк приступил к плановым полетам. Первыми в воздух поднялись 12 июля полковник АНОФРИЕВ И.И., подполковник САХАРОВ В.В., подполковник БРЮЗГИН С.С. Этими полетами началась интенсивная летная работа.

В июле 1970 года начались вступительные конкурсные экзамены в Саратовскую школу пилотов. Начался первый год обучения курсантов для выпуска прапорщиков-пилотов по программе 2-х годичного обучения. Летом 1971 года начались курсантские полеты с двух аэродромов Сокол и Синицино на вертолетах Ми-1.

Игнатов Евгений ПетровичСахаров Виктор Васильевич

12 июня 1971 года Саратовская ВАШП была преобразована в Саратовское военное авиационное училище лётчиков с трехгодичным сроком обучения.

Большим событием в октябре 1972 года стал первый выпуск 160 пилотов – прапорщиков, 109 из них закончили училище в Сердобске на вертолетах Ми-4.

В 1972 году летчики училища оказывали помощь населению в ликвидации лесных и торфяных пожаров. Задача эта выполнялась в сложных погодных условиях, при ограниченной видимости. 

10 ноября 1972 года 131 учебному вертолетному полку было вручено Боевое Знамя. В это время началось формирование новых структур – филиалов учебно-летного отдела и батальонов курсантов. За это дело взялись первые руководители филиалов: в Озинках ст помощник начальника УЛО-нач.филиала подполковник Трофименко Анатолий Федорович, в Сердобске - подполковник Грязнов Евгений Иванович, затем подполковник Горобец Юрий Иванович, первые комбаты – подполковник Могулев И.А., подполковник Войнов Александр Васильевич и подполковник Ерманов И.А.

В 1973 году училище выпустило 231 офицера по трехлетней программе обучения с присвоением квалификации «пилот-техник», в 1974 году училище окончили по специальности «командная авиация вертолётов» с присвоением квалификации пилот-техник» 245 курсантов и 284 офицера и прапорщика экстерната.

Ми-4           

Лучшие из выпускников тех лет были оставлены в училище летчиками-инструкторами. Бывшие выпускники, а потом командиры звеньев, эскадрилий СТРОГАНОВ А.С., ЧИСТИЧЕНКО А.В.(в последующем – командир полка и заместитель начальника УВВАУЛ), БАРКИН Т.П., ПОЛОНСКИЙ В.Н., КОЛИКОВ Н.А. (в последующем - начальник штаба УАО ПриВО) и многие другие главное внимание в своей работе с курсантами сосредотачивали на воспитании у них высоких морально-боевых качеств.

Знаменательным событием стало вручение училищу Боевого Знамени 14 ноября 1974 года на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 апреля 1972 года.

В соответствии с приказом МО СССР № 082 от 21.04.75г. с апреля 1975 года училище переходит на подготовку пилотов и старших бортовых техников-прапорщиков, продолжая одновременно подготовку и выпуск курсантов по программе ВАУЛ.

1976 год ознаменован в училище важным событием – переучиванием на новую авиационную технику – Ми-8т.

Летом 1975 года личный состав 3 увэ 131увп подполковника ХМЕЛЕВА В.В. командируется для переучивания на вертолеты Ми-8 в 626 увп Сызранского ВВАУЛ. Первыми на новом типе вертолета поднялись в воздух полковник ШАРАФУТДИНОВ З.Ш., подполковник РАССУКОВСКИЙ А.М. За большой вклад в дело организации и проведения переучивания личного состава полковник ШАРАФУТДИНОВ З.Ш. был награжден орденом «Красной Звезды». Основной личный состав проходил переучивание на базе училища. Была проведена и перегонка авиационной техники из Улан-Удэ в Сокол, старшими групп перегонки были те же офицеры ЛМО.

25 августа 1977 года училище было преобразовано в Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков (СВВАУЛ). 

В 1977 году начальником училища был назначен полковник (генерал-майор авиации) ДЕМЕНДЕЕВ Геннадий Степанович.

Демендеев Геннадий Степанович

Офицеры учебного отдела вложили много сил, творческой энергии и организаторского таланта, чтобы учебная база отвечала современным требованиям. Большая заслуга в этом офицеров ЛИТВАКА В.Н., ГОРОБЦА Ю.И., ТРОФИМЕНКО А.Ф., БОРИСЮКА Л.В., БРАТИКА В.А., ХОРСУНА В.А., КУРОЧКИНА В.М., ВЕТРЕНКО Б.К., КОЛЮКА О.В., ГУСЕВА И.Г. и многих других, чьими руками создавались учебные аудитории, лаборатории.

Учебно-воспитательную работу с курсантами и слушателями вели высококвалифицированные преподаватели, среди которых были десятки кандидатов наук, офицеры, обладающие большим опытом практической работы в войсках. Лучшими среди них были офицеры ПРОШКИН В.П., ТЕРЕХИН А.П., СМИРНОВ Л.В., СОКОЛОВ А.Ф., ФЕДОСОВ М.В., СТЕПАНОВ Р.А., ЛАХОТЯ В.Н., ВЛАСОВ А.А., ТОПЧИЙ В.И., КОВАЛЬЧУК В.В., ВОВК С.Н., служащие СА ЛЕВИНА В.И., ЗЕЛИКСОН Р.Б., МУЛЛЕР Л.В., ИВАШЕНЦЕВ Г.А.,
КОНДЫРЕВА Н.С. и многие другие.

В обеспечение безаварийной летной работы в процессе подготовки преданных Родине высококвалифицированных летных кадров большие усилия вкладывали партийные и политические работники частей и управления училища. Наиболее делово воспитательная работа с будущими летчиками в системе «курсант – инструктор – преподаватель», среди постоянного состава училища строилась в бытность начальников политотделов Шахунова А.А., Кондрашова В.И., Безбородова Н.М., заместителей командиров полков по политической части Михайлова В.В., Муругова В.П., Ермолаева М.Д. Воспитательная работа с курсантами в учебном отделе строилась особенно успешно при начальнике цикла - участнике Великой Отечественной войны полковнике Гусеве И.Г.

В 1979 году училищем произведён выпуск 175 лётчиков-инженеров и 189 пилотов-техников по программе экстерната. 

С началом 1980 года на базе 131 полка велось переучивание офицеров-летчиков для командировки в ДРА с целью оказания интернациональной помощи. Личный состав всех категорий военнослужащих готовился и был готов убыть по первой команде для выполнения боевых задач.

1982 год проходил с высокой активностью по обучению слушателей из ДОСААФ. Полеты проходили очень интенсивно, днем и ночью. В мае училище выпустило 307 лётчиков-инженеров. В октябре 1982 года выпущено 162 пилота-техника по программе подготовки экстерном лётчиков армейской авиации.

В мае 1983 года училище выпустило 392 лётчика-инженера, а в октябре 1983 года выпущено 428 пилота-техника по программе подготовки экстерном лётчиков армейской авиации.

21 апреля 1984 года начальником училища назначен полковник (генерал-майор авиации) РЕСНЯНСКИЙ Вячеслав Иванович.

С 1984 года началось обучение курсантов полетам на предельно-малой высоте, строем, на практический потолок, на боевое применение. Учили выпускников тому, что необходимо на войне. 1 авиационная эскадрилья 131 УВП готовилась к групповым полетам ночью и к боевым действиям в составе эскадрильи днем в СМУ. Впервые 5 апреля 1985 года было выполнено ЛТУ эскадрильей днем в СМУ.

С момента образования училища, с организации первых полетов до заключительного летного дня самоотверженно работала инженерно-авиационная служба, обеспечив ежегодно от 50-и до 90 тысяч часов налета. Было успешно обеспечено переучивание летного и технического состава всех полков на новые типы вертолетов, перегонка большого количества авиатехники с заводов и других частей, освоено обслуживание всех видов боевого вооружения и оборудования вертолетов. Большое уважение летного состава заслужили начальники ИАС Саратовского ВВАУЛ Кондырев С.М, Борисюк Л.В, Куликов Н.Г, начальники ИАС полков Кириллов В.Б, Чуприн М.Н, Яналов Г.И, Макаров Е.И, Моргун В.И, Каниболоцкий Н.Н, Федорович В.Б, Солуянов В.П.

За проявленное мужество и отвагу при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан высокие звания Героев Советского Союза были присвоены выпускникам училища Майданову Николаю Саиновичу, Райляну Александру Максимовичу, Филипченкову Сергею Викторовичу. Сорок один военнослужащий только 131увп откомандировывались в ДРА.

В 1985 году по результатам боевой и политической подготовки училище признано лучшим в ВВС ПриВО, вторым среди ВУЗ ВВС, награждено переходящим Красным Знаменем ЦК ВЛКСМ.

В конце 80-х при активном содействии Безбородова Н.М. была выпущена книга саратовского писателя–вертолетчика В.Казакова «Без права на смерть» о наших выпускниках, воевавших в Афганистане.

С конца апреля 1986 года военнослужащие училища принимали непосредственное участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Уже 2 мая в Чернобыль убыли два экипажа 131 увп. Майор Кудрявцев А.И., старший лейтенант Парыгин М.В., лейтенант Газизулин А.Р. первыми летали непосредственно на реактор, саркофага еще не было. Офицеры выполняли поставленную задачу и думали о жизнях сотни тысяч попавших в беду людей.

Каждые два месяца отправлялись по три экипажа для выполнения работ до октября 1987 года. 38 военнослужащих только 131 увп прошло через Чернобыль. За свой героический труд в опасных условиях все они были удостоены правительственных наград.

Растущей требовательностью руководства страны к обеспечению безаварийной летной работы при невиданной интенсивности полетов всех родов авиации было вызвано создание в училище, как и в других, службы безопасности полетов. Возглавляли её последовательно подполковники Строганов А.С., Корнилов Ю.М. и Белитченко П.Т., которых отличала скрупулезность и преданность своей работе.

В 1987 году в училище налет составил 90217 (на обучение курсантов 58687) часов. Летчики 131увп впервые выполнили бомбометание бомбами ОФАБ-100.

В 1987 году училище выпустило 406 лётчиков-инженеров, в 1988 году - 409, в 1989 году – 415. В 1990 году училище окончили 261 летчик-инженер, успешно завершено летное обучение курсантов 2 и 3 курса.

Весь личный состав училища гордится Героями, выпускниками Саратовского ВВАУЛ, которые и ныне в строю, продолжают верой и правдой служить в рядах Вооруженных Сил России, трудиться на благо Родины. Это Герои Советского Союза Райлян А.М. и Филипченков С.В., Герои России Алимов В.Р., Ихсанов Р.Р., Левашов С.А., Макаренков Л.В., Падалко В.А., Палагин С.В., Ставицкий Ю.И., Степанов В.Ф., Тарасов В.В, Федотов Е.М., Чухванцев В.Н.

При выполнении боевых задач на территории СКВО погиб славный сын нашего училища Герой Советского Союза Н.С.Майданов, ему посмертно присвоено звание Героя России. Проявив героизм при выполнении воинского долга, погибли выпускники училища Герои России Игорь Будай, Владимир Власов, Андрей Завитухин, Сергей Наточий, Андрей Орлов, Евгений Сизоненко, Илья Скрипников.

Тыловое обеспечение на протяжении всего функционирования училища имело огромные сложности. Слабая обустроенность трех гарнизонов, устаревшие их коммуникации, сложности поставок топлива для полетов, для котельных и многое другое требовали от таких офицеров, как начальники тыла училища Квитницкий Б.И, Ракитин А.М, Глазков Ю.С. обеспечения полной мобилизации сил тыла, личного примера самоотверженной работы. С такими сложными задачами офицеры тыла справились.

Много сил и энергии отдали для обеспечения связи и РТО училища офицеры Фурсов Г.К, Мирко А.Г, Шишкин В.А.

Училище подвергалось проверке комиссией ГК ВВС по боевой и мобилизационной готовности в июле 1988 года и повторной проверке – в ноябре. Итоговая оценка - «хорошо». По результатам боевой и политической подготовки за 1988 учебный год училище заняло второе место среди ВУЗ ВВС.

По результатам боевой и политической подготовки за 1989 год училище заняло 1 место среди ВУЗ ВВС ПУрВО.

В соответствии с директивой ГШ, ГК ВВС от 16.10.90 г. №123/3/065 Саратовское ВВАУЛ было расформировано. В период расформирования временно исполняющими должности начальника Саратовского ВВАУЛ были полковник Шлыков А.И. и начальник тыла училища полковник Глазков Ю.С. Расформированием учебного отдела и, по силе возможности, трудоустройством преподавательского состава занимался начальник отдела полковник КИБАРДИН И.Г. и начальник ОЗО подполковник АРХИПОВ А.А. Большое количество офицеров и прапорщиков управления и учебного отдела были уволены в запас, служащие СА; уволены, часть офицеров убыли для прохождения службы в вновь формируемое управление авиации округа и в Уфимское ВВАУЛ.

За 20 лет в Саратовском ВВАУЛ произведено

 

26 выпусков на вертолетах:

по среднему профилю – 4
по высшему профилю – 12
экстерном офицеров – 6
пилотов-прапорщиков - 3
старших бортовых техников - 1

Подготовлено специалистов:
летчиков–инженеров – 3981
пилотов–техников - 2359
пилотов-прапорщиков – 231
старших бортовых техников - 189  
867
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Мы не злопамятные, поэтому записываем всё в бортовой журнал и в файлы cookies.