Виктор Беленко, перебежавший на Запад на реактивном истребителе, умер в возрасте 76 лет
В ясный летний день 1976 года недалеко от побережья северного японского острова Хоккайдо на радаре появился самолет. Он летел всего в 100 футах от воды, достаточно низко, чтобы его не заметили. Затем внезапно он поднялся на высоту 20 000 футов. Очевидно, пилот захотел, чтобы его заметили.
Самолет летел в сторону юго-западного портового города Хакодатэ. Он дважды облетел аэропорт, а затем приготовился к посадке. Самолет, теперь идентифицируемый как советский истребитель, при приземлении чуть не столкнулся с авиалайнером Боинг 727. Он проехал конец асфальта, подломил переднее колесо и остановился недалеко от оживленного шоссе.
Когда наземные бригады бросились к нему, фонарь самолета открылся. Крепкий блондин вышел с пистолетом и произвел два выстрела в воздух, чтобы предупредить зрителей. Когда прибыли власти, он спустился вниз, чтобы встретить их.
Его звали лейтенант Виктор Беленко . По его словам, он прибыл туда, чтобы дезертировать вместе со своим самолетом, сверхзвуковым перехватчиком МиГ-25. Самолет на протяжении многих лет вызывал страх у западных военных. Теперь, благодаря лейтенанту Беленко, у них был первозданный образец для изучения. Джордж Буш, тогдашний директор Центрального разведывательного управления, назвал этот инцидент «разведывательным золотом».
Лейтенант Беленко, который впоследствии обосновался в Соединенных Штатах, умер 24 сентября в доме престарелых недалеко от Роузбад, небольшого городка в Южном Иллинойсе. Ему было 76 лет. Его сын Пауль Шмидт сказал, что его смерть, о которой в то время широко не сообщалось, наступила после непродолжительной болезни.
Виктор Беленко был ростком коммунистической молодежи. Родившийся в пролетарской бедности, он прошел карьеру и партийную карьеру, чтобы стать членом элитных Сил ПВО страны, отдельного подразделения советских ВВС, которому было поручено защищать Родину от нападения.
Но со временем он разочаровался в советской системе. Ему было обещано материальное вознаграждение за его упорный труд.... вместо этого, несмотря на его элитный статус, он чувствовал, что с ним обращаются как с расходным винтиком в скрипящей военной машине.
Он держал свои сомнения при себе — настолько, что в начале 1970-х годов получил задание: пройти обучение на МиГ-25, одном из новейших советских образцов вооружения.
На протяжении 1950-х и 60-х годов Соединенные Штаты и Советский Союз вели гонку вооружений на больших высотах, создавая более крупные и быстрые бомбардировщики и самолеты-разведчики. Соединенные Штаты одержали верх, учитывая обширность территории, которую Советскому Союзу приходилось защищать. Затем, в начале 1970-х годов, американские спецслужбы и их союзники обнаружили в советском арсенале новый самолет: огромный истребитель, способный летать на многие мили над землей, в несколько раз быстрее звука.
У самолета, который в Организации Североатлантического договора назвали МиГ-25 «Фоксбат», было еще кое-что: широкие крылья, что позволяло предположить, что он также был очень маневренным. Это было оружие, которого Запад давно боялся, полагая, что оно способно сбивать сверхзвуковые бомбардировщики и самолеты-разведчики, которые до этого безнаказанно летали через советское воздушное пространство.
Теперь лейтенант Беленко подарил им один образец.
Он планировал свой побег несколько месяцев, ожидая, пока он и его эскадрилья не отправятся на учебную тренировочную миссию над Японским морем, что приблизило его к свободе и лишило его коллег возможности остановить его. После того как он приземлился, японские официальные лица передали лейтенанта Беленко и его самолет американцам. Самолет был разобран и проанализирован , а затем через несколько недель возвращен по частям Советскому Союзу. Лейтенант Беленко получил убежище, после чего вылетел в США на допрос.
МиГ-25 оказался бумажным орлом . Его гигантский размах крыльев предназначался не для маневренности, а просто для того, чтобы поднять самолет и его 15 тонн топлива от земли. Он даже не мог выполнять свою работу, хотя он летал быстро, он не мог сравниться с американским самолетом, который должен был сбить.
Однако большую ценность имело то, что лейтенант Беленко рассказал американцам об условиях и моральном духе в советских вооруженных силах.
Американские чиновники долгое время считали , что советские военнослужащие — это супермены. Лейтенант Беленко рассказал, что их часто морили голодом, избивали, загоняли в тесные жилые помещения и подвергали садистским наказаниям за малейшее нарушение.
Во время посещения американского авианосца он был поражен тем, что морякам разрешено неограниченное количество еды бесплатно. Однажды он купил в продуктовом магазине банку корма для кошек, не зная, что он предназначен для домашних животных; когда кто-то указал на его ошибку, он пожал плечами и сказал, что она все равно вкуснее, чем еда, продаваемая для потребления человеком в Советском Союзе.
И он был поражен, узнав о недостатках внутреннего устройства своего самолета, которые, несмотря на его элитный статус, ему никогда не разрешали увидеть.
«Если бы мой полк смог увидеть на пять минут то, что я видел сегодня, — сказал он товарищу , — произошла бы революция».
Виктор Иванович Беленко родился 15 февраля 1947 года в Нальчике – российском городе в предгорьях Кавказских гор.
Его отец работал на заводе, мать на ферме. Даже по советским меркам у них было очень мало денег. Но Виктор посвятил себя учебе и партийной деятельности, став пионером, а затем и комсомольцем - молодежной группы, готовившей будущих членов партии.
Он имел мало представления о жизни в Америке, за исключением того, что она должна была быть лучше, чем та, с которой он столкнулся в Советском Союзе.
«Я жаждал свободы в Соединенных Штатах», — цитирует его слова японская полиция . «Жизнь в Советском Союзе не изменилась по сравнению с той, которая существовала во времена царской России, где не было свободы».
В 1980 году Конгресс принял закон о предоставлении г-ну Беленко гражданства . Стремясь избежать внимания, он взял фамилию Шмидт и часто переезжал, в основном живя в небольших городках на Среднем Западе. Он работал консультантом в аэрокосмических компаниях и государственных учреждениях.
Его брак с Корал Гараас закончился разводом. Помимо сына Пола Шмидта, у г-на Беленко остался еще один сын Том Шмидт и четверо внуков. Хотя в некоторых сообщениях говорилось, что он оставил жену и ребенка в Советском Союзе, г-н Беленко сказал своему сыну, что это неправда и является результатом советской пропаганды.
После окончания холодной войны он начал время от времени появляться на авиашоу и снова стал называть себя Виктором Беленко. Но он никогда не стремился извлечь выгоду из момента международной славы.
«Он жил очень частной жизнью», — сказал его сын Пол. «Он пролетел незаметно, в прямом и переносном смысле».