23-й Душанбинский авиационный полк
Не менее важные и сложные боевые задачи выполнялись летным и инженерным техническим составом в самой молодой в то время душанбинской авиационной части, созданной специально для усиления высокогорного участка Среднеазиатского пограничного округа. С 1981 по 1989 г. личный состав 23-го отдельного авиаполка участвовал в более чем 80 крупных операциях по ликвидации незаконных вооруженных формирований, совершил около 130 тысяч боевых вылетов, десантировал более 300 тысяч человек, доставил непосредственно в боевые порядки более 40 тысяч тонн боеприпасов и материальных средств. За успешное выполнение боевых полетных заданий и проявленное при этом мужество и героизм личный состав полка награжден: орденом Ленина – 5, орденом Октябрьской Революции – 1, орденом Красного Знамени – 21, орденом Красной Звезды – 108, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени – 31, медалью «За отвагу» – 127, медалью «За боевые заслуги» – 125, медалью «За отличие в охране государственной границы СССР» – 127 человек. За массовый героизм, мужество и отвагу летного и инженерно-технического состава полка, проявленные при оказании военной помощи Афганистану, 23-й Душанбинский авиационный полк в 1989 г. был награжден орденом Красной Звезды. Первым командованием 23-й Душанбинской отдельной авиационной эскадрильи в 1981 г. были: командир – майор Ф.С. Шагалеев, заместитель по летной подготовке майор В.И. Мусаев, начальник штаба майор Н.А. Мизин, заместитель по политической части майор В.И. Сериков, заместитель по инженерно-авиационной службе майор В.И. Журавлев, заместитель по тылу майор В.С. Пархоменко, штурман эскадрильи майор С.М. Прохоренко. Это они заложили фундамент в становление и строительство авиационной части, начав на голом месте с «нуля», с «белого листа». Это им приходилось одновременно каждый день выполнять боевые вылеты и строить штаб, казармы, стоянки и рулежные дорожки вертолетов, ангары и лаборатории, столовые, склады и другие объекты части.
Построение личного состава полка на аэродроме, г. Душанбе
Первое командование полка (слева направо): заместитель по ИАС подполковник В.И. Журавлёв, начальник политотдела подполковник В.И. Неробеев, командир полка полковник В.И. Сухов, летчик-инспектор подполковник Ф.С. Шагалеев, заместитель по летной подготовке подполковник В.И. Мусаев, штурман полка подполковник С.М. Прохоренко, начальник тыла подполковник В.С. Пархоменко, 1985 г.
В декабре 1984 года 23-му Душанбинскому авиационному полку начальником войск округа генерал-майором В.И. Шляхтиным торжественно было вручено Боевое Знамя части. Заместитель командира 23-й отдельной авиаэскадрильи, а затем и 23-го авиаполка, майор Владимир Исобаевич Мусаев принимал участие в боевых действиях с 1980 по 1986 г., то есть семь лет афганской войны. Имеет более 2000 боевых вылетов на вертолетах Ми-8 и Ми-24. Он в совершенстве освоил технику пилотирования, вертолетовождение и все виды боевого применения в сложных условиях высокогорной и пустынно-песчаной местности. Как уроженец Таджикистана и ветеран части, он прекрасно знал условия и район боевых полетов, многократно бывал на всех без исключения посадочных площадках и в гарнизонах на территории Афганистана, знал местные языки и обычаи. Как летчик-инструктор, он «вывез» и дал путевку в небо афганской войны сотням летчиков своего полка, а также многим прикомандированным экипажам из других авиационных частей ПВ. Один яркий эпизод из боевой биографии летчика-аса. 10 июля 1982 г. авиационная группа выполняла боевую задачу по десантированию личного состава и огневой поддержке его боевых действий с воздуха при уничтожении горной базы моджахедов «Шардара». При выходе из очередной атаки был подбит вертолет капитана В.П. Саморокова. Машина загорелась и упала в расположении бандформирования. Несмотря на яростный огонь противника, майор В.И. Мусаев, проявив смелость и отличную летную выучку, под прикрытием огня вертолетов своей группы произвел посадку рядом с упавшим вертолетом и эвакуировал погибший экипаж. По сути он первым повторил подвиг своего командира подполковника Ф.С. Шагалеева. За этот боевой вылет майор В.И. Мусаев был награжден орденом Красного Знамени, а его экипаж медалями. В 1986 г. подполковник В.И. Мусаев был переведен на Камчатку, переучился на вертолет Ка-27, быстро освоил полеты над морем с посадками на палубу пограничного корабля – один из самых сложных видов боевого применения этого типа вертолета. Подполковник В.И. Мусаев закончил службу заместителем командира полка. После увольнения переехал жить в свой родной Душанбе. Начальник штаба 23-й Душанбинской авиаэскадрильи, военный летчик 1-го класса майор Николай Алексеевич Мизин десятки раз руководил авиационными группами в боевых операциях. Имеет более 1500 боевых вылетов. Многократно попадал в сложные ситуации. 17 марта 1982 г. при выполнении огневой поддержки боевых действий наземных подразделений в районе 25 км северо-западнее г. Талукана, на высоте 600 метров, на выходе из атаки, вертолет Ми-8 ведущего группы майора Н.А. Мизина был обстрелян и получил девять пулевых пробоин: пять в лопастях несущего винта и по две в хвостовой балке и стабилизаторе. К счастью, никто из членов экипажа не пострадал. Командир экипажа, несмотря на усиливающуюся тряску и вибрацию вертолета, принял решение идти на базу и через полчаса благополучно произвел посадку на аэродроме Московский. За этот боевой вылет майор Н.А. Мизин был награжден орденом Красной Звезды.
14 декабря 1984 года полку было вручено Боевое Красное Знамя. Вручение производил начальник войск КСАПО генерал-майор В.И. Шляхтин
Командование и знаменосцы Душанбинского авиационного полка
Летно-технический состав Душанбинского авиационного полка
Грамота Президиума Верховного Совета СССР о вручении Красного Знамени 23-й отдельной авиационной эскадрилье Пограничных войск КГБ СССР
Торжественное построение личного состава Душанбинского авиационного полка
Самым известным летчиком Душанбинской авиачасти в 80-е годы после Ф.С. Шагалеева и В.И. Мусаева был командир авиационного звена вертолетов Ми-8 майор Анатолий Никандрович Помыткин. Он принимал активное участие в боевых действиях на территории Афганистана. С 1980 г. совершил более 700 боевых вылетов, лично уничтожил около 200 бандитов и подавил 3 опорных пункта противника. Десятки раз прилетал домой с боевыми пробоинами. Трижды был сбит и производил вынужденные посадки на территории Афганистана. Получил три ранения, контузию и вновь возвращался в строй. Но самое главное в летной биографии этого мужественного человека – два уникальных случая отказов рулевого управления вертолетом в воздухе. В обоих случаях офицер выходил победителем, спасая жизни экипажа и десантников. Первый такой случай произошел на вертолете Ми-8Т 13 марта 1981 г. при выполнении боевой задачи по выброске воздушного десанта. В составе экипажа были старший летчик-штурман капитан А.С. Суханов, бортовой техник лейтенант В.Б. Зиновьев. На высоте 900 метров в районе 2-й погранзаставы Пянджского пограничного отряда на вертолете капитана Помыткина произошло разрушение (отказ) рулевого винта. Началась сильная тряска, вертолет потерял рулевое управление. Снижаясь, машина сделала несколько оборотов вокруг вертикальной оси. В сложившейся аварийной ситуации командир вертолета не потерял чувства самообладания. Благодаря накопленному опыту в технике пилотирования, знаниям аэродинамики вертолета, летчик сумел перед приземлением погасить большую вертикальную скорость снижения и смягчить силу удара о землю. Вертолет разрушился, однако жизни экипажа и 12-ти десантников были спасены. Сам Анатолий Помыткин получил серьезное повреждение позвоночника и врачебно-летной комиссией был отстранен от полетов. Но благодаря личному мужеству, любви к своей профессии и упорным тренировкам через полгода снова вернулся в строй. Уже 22 марта 1982 г. Помыткин отличился при выполнении боевой задачи в операции по захвату важного «языка» противника в районе кишлака Карапарчав в зоне ответственности Пянджского погранотряда. Заместителю начальника войск САПО по разведке полковнику Байназару Халикназарову была выделена пара вертолетов с самыми опытными боевыми летчиками, которые в этот момент были в авиационной группе. В экипаж вертолета Ми-8 капитана А.Н. Помыткина на этот раз входили старший инспектор-летчик авиаотдела ГУПВ подполковник В.М. Фирстов, бортовой техник лейтенант В.И. Бейда. На борту также находились пять самых подготовленных десантников. Экипаж вертолета Ми-24 с продуманной и самой эффективной для прикрытия боевой зарядкой состоял из заместителя командира эскадрильи по летной подготовке майора В.И. Мусаева, старшего летчика-штурмана – старшего офицера по авиации ОГ ГУПВ подполковника В.С. Новикова, борттехника майора В.И. Журавлёва. Для внезапности вылет был назначен на вечер, за час до захода солнца, в предполагаемое время вечернего намаза. После взлета на предельно малой высоте пара вышла в заданный район и, чтобы не демаскировать себя, произвела посадку на удалении 400–500 м севернее указанного руководителем операции кишлака Карапарчав. Десантники вместе с полковником Б. Халикназаровым вдоль оврага пробрались в кишлак. Минут пять все было тихо, эффект внезапности сыграл свою роль. Но как только группа в маскхалатах с сопротивляющимся среди них человеком показалась на горизонте, по ней и по вертолетам с трех сторон из кишлака застрочили пулеметы. Десантники залегли. Надо было что-то делать. Вертолет Ми-24 вначале ракетным и пулеметным огнем двумя заходами отсек группу боевиков от десантной группы. Затем методично, делая круг за кругом, стал наносить удары то по огневым точкам бандитов, то по преследующей группе. Противник перенес весь огонь на стоящий на земле вертолет Ми-8 и вертолет Ми-24 в небе. Стальные нервы нужны летчикам в такой сложной ситуации: по тебе бьют из пулеметов, видно, как огненные струи летят в твою сторону и все ближе и ближе к вертолету. Вот уже несколько пуль пробарабанили по фюзеляжу. Вот уже ранен в левую руку командир вертолета капитан А.Н. Помыткин. Получил пулевое ранение в грудь бортовой техник лейтенант Бейда, и его пришлось оттащить в грузовую кабину. Группе остается бежать 100, 50, 10 метров… Наконец слышно, как идет загрузка упирающегося «языка», стремянка убрана, дверь захлопнулась. Быстрый, энергичный со смещением взлет, совсем не такой, какому учат летчиков на учебных полетах.
Летно-технический состав 23-го Душанбинского авиаполка, 1985 г.
Высота – предельно малая и «шарик» авиагоризонта до упора в левом углу, и так со скольжением до выхода из зоны огня противника. Режим полета для вертолетов запредельный, иначе в этой ситуации не выживешь. Через полчаса пара благополучно вернулась на базу. Задание было выполнено. Вертолет Ми-8 получил 15 пулевых пробоин, из них 10 в несущем винте, вертолет Ми-24 обошелся тремя пулями по балке и рулевому винту. Полковник Б. Халикназаров лично благодарил экипажи за мужество, выдержку при спасении десантной группы. Благодаря одетым на летчиков бронежилетам и большому расстоянию до огневых точек противника (пули были на излете) и на этот раз не нанесли серьезных ран членам экипажа. Через месяц капитан Помыткин и лейтенант Бейда выздоровели и опять были в боевом строю. Как одному из лучших летчиков полка, майору А.Н. Помыткину было оказано доверие и предложено переучиться на новую авиационную технику – тяжелый транспортный вертолет Ми-26. Он в числе первых в авиации ПВ освоил на нем полеты и посадки в сложных высокогорных и песчаных условиях. Второй уникальный случай произошел с командиром авиаотряда инструктором майором А.Н. Помыткиным, когда вместе с ним в экипаже был капитан Ю.А. Ставицкий, будущий Герой России. 18 октября 1985 г. на вертолете Ми-26 при заходе на посадку на аэродроме Московский случилось непредвиденное – управление тяжелой машиной нарушилось вследствие разрушения, а затем и отрыва рулевого винта. На снижении, на высоте порядка 100 метров, над территорией пограничного городка Московский вертолет развернуло правым боком вперед. Командир, стиснув зубы, упорно тянул до начала взлетно-посадочной полосы, не меняя режима полета. А.Н. Помыткин, осознавая всю опасность сложившейся ситуации, действовал мужественно и хладнокровно. Неуправляемый по курсу тяжелый вертолет сделал два оборота вокруг своей оси, плавно подошел к началу полосы. При приземлении он ударился и развалился. Несколько человек погибли, некоторые получили серьезные травмы. Созданная авторитетная комиссия по расследованию летного происшествия во главе с первым заместителем начальника ПВ генерал-полковником И.П. Вертелко и начальником авиации ПВ генерал-майором Н.А. Рохловым, ведущими авиационными специалистами ПВ, ВВС и МАП пришла к единодушному мнению, что причиной отказа рулевого управления и катастрофы вертолета был заводской, конструктивно-производственный дефект в креплении хвостового винта. Отмечались грамотные действия и отличная подготовка экипажа к действиям в аварийной ситуации. Но и это происшествие не поколебало любви Анатолия Никандровича к полетам и к небу. Он вновь вернулся в строй, летал на Ми-26 на высокогорных трассах Памира, перевезя сотни тонн грузов и тысячи пассажиров. В 1988 г. подполковник А.Н. Помыткин был переведен в Одессу заместителем командира авиаэскадрильи. Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды и многочисленными боевыми медалями.
Разрушенный вертолет Ми-26 на аэродроме Московский
Исключительное мужество и хладнокровие при выполнении боевых задач проявил командир вертолета капитан Владимир Валентинович Платошин. Так, 3 февраля 1982 г. при проведении операции «Долина-82» в районе кишлака Вазирхан при заходе на цель в горном ущелье для нанесения ракетно-бомбового удара ответным огнем противника был пробит редуктор и выведен из строя один из двигателей. При этом получил ранение старший летчик-штурман старший лейтенант Владимир Викторович Руденко. Командир экипажа не растерялся, выключил «подбитый» двигатель, на одном работающем долетел до ближайшей посадочной площадки в районе нашего подразделения и благополучно произвел вынужденную посадку. За проявленное мужество и высокое летное мастерство капитан В.В. Платошин награжден орденом Красной Звезды. После окончания Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина подполковник В.В. Платошин служил заместителем командира полка во Владивостоке, командиром отдельной эскадрильи и полка в Воркуте, начальником отдела боевой подготовки в авиационном управлении Главного штаба ПВ. Затем был назначен начальником авиации Камчатского пограничного округа. Генерал-майор В.В. Платошин являлся начальником авиационного отдела группы погранвойск в Республике Таджикистан. В 2001 году, находясь в отпуске, трагически погиб в автомобильном происшествии. 20 марта 1982 г. при выполнении боевой задачи по огневой поддержке боевых действий наземных подразделений в районе кишлака Сарайсанг, в 10 км севернее Талукана, на высоте 800 м при очередном заходе на бомбометание бандитами был обстрелян вертолет Ми-24, командир экипажа капитан Александр Александрович Филясов. В результате попадания в вертолет нескольких пуль произошла резкая разгерметизация кабины. Вертолет сильно подбросило вверх, а затем резко вниз. Экипаж получил ушибы различной степени тяжести, командир вертолета был ранен в правую руку. За вертолетом потянулся шлейф сизого дыма, он плохо слушался рулей управления и со снижением пошел вниз. В сложившейся ситуации о возврате на базовый аэродром не могло быть и речи, расстояние – 100 км. Надо было срочно садиться. Экипаж принял решение идти на ближайшую посадочную площадку – 5 км юго-западнее г. Талукана, где должно было базироваться наше пограничное подразделение. Над городом облачность и туман, вокруг города сплошная кишлачная застройка, так называемая «зеленка». О сбросе двух 250 кг авиабомб уже снизившегося до 300 метров вертолета тоже не могло быть речи. После разворота в сторону Талукана снизились до 150 метров, сделали полукруг, отыскали свою мотоманевренную группу и площадку рядом с ней. Старший летчик-штурман старший инспектор-штурман авиаотдела ГУПВ подполковник Владимир Сергеевич Новиков благополучно произвел посадку на площадке ограниченных размеров. После посадки бортовой техник старший лейтенант А. Поляничко быстро выключил двигатели, и экипаж переносными огнетушителями потушил пожар в хвостовой балке. Затем помогли командиру вылезти из кабины. Правый рукав комбинезона у него набух от крови, рука висела плетью. Как могли вдвоем ему сделали перевязку. Как узнали позже, пуля с нарушенной центровкой «распахала» всю руку от локтя до плеча. Вскоре на бронетранспортере подъехали руководитель операции – заместитель начальника ОГ САПО подполковник Ю.В. Романов с врачом мотомангруппы. Сделали укол, наложили на руку жгут и новую повязку. За мужество и отвагу капитан А.А. Филясов был награжден орденом Красной Звезды. После окончания Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина А.А. Филясов служил заместителем командира по летной подготовке, а затем командиром 10-го авиаполка в г. Алма-Ате, командиром 14-го Петрозаводского авиаполка. Был начальником авиации Северо-Западного пограничного округа и Кавказского особого пограничного округа. Служил начальником отдела в Департаменте авиации ФСБ России. В последнее перед увольнением время с 2007 по 2010 г. генерал-майор А.А. Филясов служил начальником авиационного центра ФСБ России в Новосибирске. Все видевший и слышавший по радиосвязи ведомый экипаж вертолета Ми-8 старшего лейтенанта Сергея Александровича Кузьмичева, подоспевший на выручку, забрал раненого капитана А.А. Филясова к себе на борт и сразу эвакуировал его в госпиталь в Душанбе. Эта оперативная доставка спасла жизнь раненому. Через месяц он был уже в боевом строю. Вертолет в тот же день был отремонтирован ремонтной инженерной бригадой и перегнан на базовый аэродром в Душанбе. Майор С.А. Кузьмичёв отслужил в Марах семь лет, совершил более 1000 боевых вылетов. После окончания Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина служил начальником штаба авиаполка в Ставрополе, участвовал в чеченских событиях, руководя авиагруппой «Беслан». В 1996 году поступил в адъюнктуру академии ФПС России, успешно защитил кандидатскую диссертацию, был преподавателем авиационной кафедры в академии. В 1999 году полковник С.А. Кузьмичев был уволен в запас. Награжден орденами Красной Звезды и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3 степени, многими медалями. Везучим во многих нештатных, драматических ситуациях несколько раз оказывался командир звена вертолетов Ми-8 капитан Сергей Петрович Быков. Так, 5 октября 1983 года в составе десантной группы он участвовал в высадке десанта в Куфабском ущелье на площадку, расположенную в 2,5 км южнее кишлака Шхаровари. В длинном и глубоком ущелье, которое похоже на горлышко бутылки, заход на посадку был возможен только по одному вертолету и с одной стороны. Бандиты оказывали активное сопротивление, вели огонь из хорошо замаскированных огневых точек. Как стало понятно позже, моджахеды ждали десант. Десантная группа была обстреляна из пулеметов ДШК и стрелкового оружия. Первым получил повреждение правого блока неуправляемых ракет и правого двигателя вертолет командира экипажа капитана В.И. Имангазиева. Экипаж смог высадить десантников и на одном двигателе благополучно вернулся на базу. У следующего вертолета командира звена 17-го авиаполка капитана Виктора Федоровича Лунёва во время снижения пулями было повреждено управление. Машина начала вращаться вокруг своей оси с большой угловой скоростью. Капитан В.Ф. Лунёв, проявив самообладание и выдержку, сделал все возможное для спасения жизни экипажа и десанта. Он не допустил падения вертолета в пропасть глубиной более 1000 метров и дотянул до площадки, сделав при этом четыре оборота вокруг вертикальной оси. Вертолет приземлился с большим правым креном, зацепился лопастями несущего винта за землю, перевернулся и загорелся. Экипаж и личный состав десанта, получив ушибы различной степени тяжести, выбрались из вертолета и до его взрыва успели отбежать на безопасное расстояние. Идущий вслед за упавшим вертолетом экипаж капитана С.П. Быкова заметил по трассам ДШК, откуда был поражен вертолет капитана В.Ф. Лунёва. Быков видел его падение, посадку и взрыв. Летчик сумел подавить огневую точку и только после этого благополучно высадил свой десант. Затем капитан Быков под огнем противника «подсел» рядом со сбитым экипажем и забрал его к себе на борт. Снизу было прекрасно видно вторую огневую точку, расположенную под другим скальным карнизом. Поэтому после взлета и набора необходимой высоты капитан Быков нанес ракетный удар по второму ДШК и уничтожил его, дав возможность высадить десант оставшимся вертолетам. За этот боевой вылет капитан С.П. Быков был награжден орденом Красного Знамени. За восемь лет участия в афганской войне, в соответствии с записями в его летной книжке, он выполнил 2013 боевых вылетов и был награжден вторым орденом Красного Знамени, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3 степени, орденами «За личное мужество», Мужества, «За военные заслуги» и многими медалями. После окончания афганской войны С.П. Быков долгое время служил в Таджикистане командиром отдельной авиационной эскадрильи, базирующейся в Московском пограничном отряде. В последнее перед увольнением в запас время заслуженный пограничник Российской Федерации полковник С.П. Быков служил в Москве главным инспектором-летчиком Департамента авиации ФПС России.
Первым командованием вновь сформированного в ноябре 1983 года 23-го Душанбинского авиационного полка были: командир – полковник В.И. Сухов, начальник политотдела – майор В.И. Неробеев, заместитель по летной подготовке – майор В.И. Мусаев, начальник штаба – майор Н.В. Базыль, затем майор В. Асташин, заместитель по инженерно-авиационной службе – майор В.И. Журавлев, затем майор В.А. Соколов, заместитель по тылу – майор В.С. Пархоменко, старший штурман полка – майор С.М. Прохоренко, а затем майор А.П. Ефремов. Полковник Вячеслав Иванович Сухов командиром авиаполка был назначен не случайно. К этому времени он уже имел опыт командования 16-м Сахалинским авиаполком, что и сыграло большую роль в становлении нового боевого коллектива. В.И. Сухов «вытащил» на себе формирование штаба и управления авиаполка, комплектование и слетанность эскадрилий и звеньев. Неделями он не вылезал из командировок, сутками не уходил с территории части, организовывал управление, налаживал взаимодействие с руководством города и республики, с аэропортом и с ОВГ «Душанбе», с авиацией ТуркВО, с пограничными отрядами. Результаты не замедлили сказаться: полк стал работать слаженно, каждый военнослужащий знал свои задачи и алгоритм действий в любой обстановке. Полковник В.И. Сухов руководил полком и авиационными группами полка в самых сложных и крупных боевых операциях по ликвидации бандитских формирований, совершенствовал тактику применения авиации в боевых операциях, мог принять на себя трудные, ответственные решения. Вот один боевой эпизод. 30 мая 1984 года авиационный полк в составе трех десантных эскадрилий по 6 вертолетов Ми-8 каждая и группы огневой поддержки в составе 6 боевых вертолетов Ми-24 находился в воздухе в районе высадки десанта вокруг горной базы «Сари-Джуй». Общее руководство десантированием осуществлялось командиром полка полковником В.И. Суховым с воздушного КП, находящегося между Рустаком и горной базой. Все три группы вертолетов при подлете к базе встретились с сильным заградительным огнем неподавленной ПВО противника. Боевые вертолеты вступили в бой и уничтожили две огневые позиции ДШК. Два из них получили повреждения. Противодействие ПВО оказалось настолько сильным, что полковник В.И. Сухов, чтобы избежать потерь, принял решение вернуть десант на исходные позиции. Доложил об этом руководителю операции генерал-майору И.М. Коробейникову и дал команду на возврат.
Подполковник В.И. Неробеев, подполковник Ф.С. Шагалеев, полковник В.И. Сухов
Плановое десантирование в этом боевом вылете не получилось, но зато были доразведаны система ПВО и опорные пункты противника. Ситуация, прямо скажем, непростая, однако командир смог принять непопулярное решение. Он, по согласованию со старшим командованием, прекратил операцию, осмыслил обстановку и подкорректировал ранее намеченные планы. Это дало возможность нанести бомбо-штурмовой удар полковым вылетом авиации ТуркВО и к концу дня без потерь высадить десант на господствующие высоты вокруг базы. Операция была завершена без потерь. В 1987 году полковник В.И. Сухов был назначен начальником службы безопасности полетов, потом начальником авиационной поисково-спасательной службы авиационного отдела ГУПВ и переведен в Москву. В 1994 году удостоен почетного звания «Заслуженный военный летчик Российской Федерации». Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды и многими медалями. После увольнения в запас работал старшим инженером на фирме «Камов». Пять лет был председателем Совета ветеранов авиации ФСБ России.
Начальник политотдела полка, военный летчик первого класса, подполковник Виктор Иванович Неробеев неоднократно участвовал в боевых операциях в качестве командира авиагруппы или начальника политотдела полка. Так, 11 мая 1984 года в Рустакской операции по захвату горной базы «Анджир», будучи ведущим авиационной группы из шести вертолетов, он показал образец мужества и самоотверженного выполнения воинского долга. При высадке десанта вертолет Ми-8 получил несколько пробоин. Неробеев не дрогнул и продолжал высадку личного состава до полного выполнения боевой задачи. В ходе операции «Альбурз» 26 июня 1985 года в сложный момент высадки десанта группа из четырех вертолетов, возглавляемая подполковником В.И. Неробеевым, сумела незаметно, на предельно малой высоте, с тыла подойти и еще до высадки десанта нанести бомбовый удар по базе. В результате прямого попадания бомбы был уничтожен крупный опорный пункт бандитов. В ходе десантирования ожили две позиции ДШК, но, благодаря четкому руководству со стороны командира группы подполковника В.И. Неробеева, оба ДШК с расчетами были уничтожены бортовым оружием вертолетов. За этот боевой вылет В.И. Неробеев награжден орденом Красной Звезды. «Летающий» боевой комиссар Неробеев Виктор Иванович оставил о себе добрую память в Душанбинском авиаполку еще и тем, что под его непосредственным руководством 28 мая 1988 года был открыт памятник авиаторам-интернационалистам, на памятной плите которого на тот момент были выбиты 17 фамилий погибших летчиков полка. Затем были открыты Аллея героев-летчиков и Музей истории воюющей авиационной части. В этом музее были более 120 экспонатов и 29 стендов. После увольнения в запас В.И. Неробеев проживает в родном городе Воскресенске Московской области.
Экипаж вертолета Ми-8 майора П.А. Судакова перед боевым вылетом Заместитель командира по инженерно-авиационной службе подполковник Виталий Анатольевич Соколов проявил себя хорошим организатором, грамотным авиационным инженером. Сутками не уходил с аэродрома, контролируя выполнение многочисленных регламентных работ, ремонтов, доработок пяти типов авиационной техники, состоящей на вооружении полка. Устранял всевозможные, сложные неисправности и боевые повреждения вертолетов. Поддерживал связь с ремонтными авиазаводами, периодически выполнял боевые вылеты и контролировал эксплуатацию авиационной техники на оперативных точках. Это им внедрена в практику повседневной деятельности работа бригад «скорой» технической помощи. Эти бригады вылетали по тревоге в любую точку района боевых действий с заранее готовыми запасными частями и крупными агрегатами для их замены на месте вынужденных посадок вертолетов. В 1987 году подполковник В.А. Соколов был переведен в Москву в авиационный отдел ГУПВ старшим инженером по ремонту авиационной техники. В 1993 г. назначен заместителем начальника авиационного управления ГУПВ по инженерно-авиационной службе. В последнее перед увольнением время генерал-майор В.А. Соколов был заместителем начальника Управления авиации ФСБ России по инженерно-авиационной службе. Многие летчики авиаполка в ходе боевых операций показали примеры профессионализма, выдержки и мужества. 18 мая 1984 года командир авиаэскадрильи подполковник Виктор Григорьевич Захаров руководил ударной авиационной группой из 6 вертолетов Ми-8 и 3 вертолетов Ми-24 в операции по ликвидации горной базы «Анджир». Будучи ведущим авиагруппы, в условиях сильного противодействия противника точным ракетно-бомбовым ударом уничтожил склад оружия и боеприпасов бандгруппы. По неоднократно проверенным разведданным были уничтожены два пулемета ДШК, два миномета, безоткатное орудие и около 30 бандитов во главе с главарем. Подполковник В.Г. Захаров за этот боевой вылет был награжден орденом Ленина, другие экипажи боевыми орденами и медалями. С 1986 по 1987 г. Захаров был командиром 22-й Уч-Аральской отдельной авиаэскадрильи, с 1987 по 1990 г. – командиром 10-го Алма-Атинского авиаполка, затем начальником авиационного отдела ВПО. С 1993 года служил начальником авиации Тихоокеанского пограничного округа. После увольнения в запас живет в Воронеже.
Постановка боевой задачи экипажу вертолета Ми-8 Командир авиаэскадрильи боевых вертолетов майор Кузнецов Александр Михайлович, старший летчик-штурман подполковник В.С. Новиков, борттехник капитан Р.Д. Гильмидинов отличились 24 августа 1984 года в операции по очистке от бандитов кишлака Сар-рустак. По вызову командира десанта с аэродрома Московский вертолет прибыл в район операции. По наведению с земли были обнаружены хорошо замаскированные огневые точки противника. Не входя в зону ПВО, на удалении 2–3 км поочередным пуском управляемых ракет «Штурм-В» экипаж поразил огневые точки и способствовал выполнению боевой задачи. Майор А.М. Кузнецов за этот боевой вылет был награжден орденом Красной Звезды. В 1988 году офицер был переведен в Киев старшим инспектором-летчиком Западного пограничного округа. После увольнения в запас проживал в Киеве. Командир звена вертолетов Ми-8 майор Анатолий Александрович Башилов в Душанбинском полку с 1983 по 1988 г., совершил более 1000 боевых вылетов. В Рустакской операции 16 сентября 1985 г. при выполнении боевой задачи по высадке десанта в момент захода на посадку его вертолет был поражен огнем противника, отказал правый двигатель. Проявив хладнокровие и высокое летное мастерство, майор А.А. Башилов произвел вынужденную посадку на одном двигателе. За мужество и отвагу майор А.А. Башилов награжден орденом Красной Звезды.1 июня 1985 года в операции «Альбурз» оперативно-войсковая группа САПО вела ожесточенные бои с незаконными вооруженными формированиями и несла потери. Экипажам майора Виктора Ивановича Еремина и капитана Александра Владимировича Ханина была поставлена боевая задача: эвакуировать раненых из боевых порядков. Посадка на заранее подготовленную площадку была невозможна, так как подходы к ней простреливались огнем противника. Промедление же в эвакуации раненых угрожало их жизни. В этой сложной обстановке экипаж капитана А.В. Ханина, подобрав подходящую площадку, произвел посадку вблизи боевых порядков нужного подразделения, но прицельный огонь противника не позволил перенести раненых к месту посадки. Тогда майор В.И. Еремин, оценив воздушную и наземную обстановку, принял решение посадить свой вертолет на пыльную, ограниченных размеров, но защищенную дувалами и деревьями площадку. С ювелирной точностью, произведя заход на посадку под огнем противника, вертолет приземлился в «колодец». Рискуя собственной жизнью, экипаж майора Еремина выполнил поставленную задачу и эвакуировал с поля боя девять раненых пограничников. В октябре 1986 г. при ведении операции в районе Имам-Сахиба экипаж майора В.И. Еремина (старший летчик-штурман капитан Неутолимов, бортовой техник лейтенант Царегородцев) вновь продемонстрировал свое высокое летное мастерство. При выполнении боевого вылета на авиационную поддержку атаки экипаж обнаружил банду в количестве 50 человек. На виду у наших подразделений завязался настоящий поединок между бандитами и экипажем вертолета. Снизу из 4–5 точек неслись разноцветные огненные трассы. Вертолет сделал четыре захода в атаку, в результате которых противник был полностью уничтожен. Майор В.И. Еремин награжден двумя орденами Красной Звезды и многими медалями. Майор Виктор Николаевич Пикин принимал участие в боевых действиях в Афганистане в 23-м Душанбинском авиаполку с 1982 по 1986 г. командиром звена вертолетов Ми-24, заместителем командира, а затем и командиром эскадрильи. В личном деле офицера записано: «…общий налет более 6000 часов, имеет более 1500 боевых вылетов, уничтожил более 200 боевиков и подавил огнем бортового оружия семнадцать огневых точек противника. В ночь с 10 на 11 апреля 1986 года экипаж подполковника В.Н. Пикина впервые в истории полка осуществил ночное бомбометание по обозначенной светящимися авиационными бомбами цели…». Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и многими другими. Заместитель командира, затем и командир эскадрильи майор Сергей Иванович Болгов принимал участие в боевых действиях в Афганистане с 1981 по 1989 год, совершил более 1400 боевых вылетов, подавил пять опорных пунктов и семь огневых точек противника, спас жизнь 20 раненых пограничников, своевременно эвакуировав их из боевых порядков. Многократно попадал в сложные ситуации и выходил из них победителем. 10 февраля 1988 года в районе кишлака Абдульназарбек в зоне ответственности Московского погранотряда при высадке десанта на высокогорные площадки вертолет командира эскадрильи майора С.И. Болгова получил три прямых попадания из гранатомета: в правый двигатель, в грузовую и пилотскую кабины. Будучи контуженным, С.И. Болгов на одном двигателе сумел посадить поврежденный вертолет на нейтральной территории, но в зоне огневого воздействия противника. Жизнь экипажа, десантников была спасена, но взлететь было уже невозможно. В этой критической ситуации ведомый экипаж капитана Валерия Леонидовича Петрова, высадив десант, нанес ракетный удар по позициям бандитов, уничтожив несколько их огневых точек.
Не задумываясь, Петров принимает решение произвести посадку рядом с подбитой машиной своего командира. Трижды заходил он на посадку. Вертолет получил 16 пулевых пробоин, отказал левый двигатель и тем не менее В.Л. Петрову удалось сесть и подобрать пострадавший экипаж майора С.И. Болгова. Взлет капитан В.Л. Петров произвел на одном двигателе. Под огнем противника выполнил набор высоты и благополучно доставил сбитый экипаж на базовый аэродром. Жизнь боевых друзей была спасена. За этот боевой вылет экипаж был представлен к государственным наградам. Командир экипажа капитан В.Л. Петров к ордену Ленина, старший летчик-штурман лейтенант В.В. Усов к ордену Красного Знамени, бортовой техник старший лейтенант Ю.А. Крюков к ордену Красной Звезды. Награжден был и сбитый экипаж. Командиру майору С.И. Болгову, старшему летчику-штурману П.Н. Ломтеву, бортовому технику старшему лейтенанту Н.В. Царегородцеву вручили ордена Красной Звезды.
19 августа 1988 года в ходе операции «Прикрытие» в районе Имам-Сахиб – Кундуз командир авиаэскадрильи майор С.И. Болгов, являясь ведомым авиационной группы, точно вывел вертолеты на цель. В результате нанесения ракетно-бомбового удара противник понес большие потери и был деморализован. При выполнении этого задания Сергей Иванович лично уничтожил более десятка хорошо вооруженных бандитов, ПЗРК и безоткатное орудие. Дерзкие и решительные действия авиагруппы и лично майора С.И. Болгова сорвали попытки противника захватить наш гарнизон. За героизм, мужество и отвагу майор С.И. Болгов был награжден орденом Ленина. В период с 9 по 31 марта 1987 года 23-й авиационный полк участвовал в проведении операции «Возмездие» по уничтожению группы бандформирований, которые обстреляли реактивными снарядами класса «земля–земля» районный центр Таджикистана город Пяндж. Авиация блокировала район обстрела, на путях отхода бандитов произвела высадку десантно-штурмовых групп и во взаимодействии с наземными подразделениями уничтожила противника.
Прохождение торжественным маршем, 1989 г.
Экипажи вертолетов проявили мужество, героизм и братскую взаимопомощь. 9 марта 1987 года произошел уникальный случай. На пути отхода от нашей государственной границы крупной конной банды происходила высадка десантных подразделений. Вертолет командира звена капитана Николая Васильевича Калиты первым произвел посадку с подбором площадки на тропе, которая перекрывала путь противнику в горы. Пограничники быстро десантировались, завязался бой. Бандиты обстреляли вертолет из гранатомета, при этом одна из гранат разорвалась в его пилотской кабине. Все члены экипажа были ранены, приборы и стекла кабины разбиты, но двигатели работали, пожара не было. Ведомый пары командир вертолета Ми-8 капитан Александр Владимирович Пашковский пошел на выручку товарищам. Он произвел посадку рядом со сбитым вертолетом ведущего, высадил десант и с помощью десантников перетащил истекающего кровью, с перебитыми ногами капитана Н.В. Калиту в свой вертолет. Чтобы спасти машину Н.В. Калиты, А.В. Пашковский решил сам лететь на предварительно им проверенном подбитом вертолете. Своему летчику-штурману старшему лейтенанту В.Н. Шаповалову он приказал взлететь самостоятельно и прикрыть его на взлете и в полете до базового аэродрома. Взлет парой произвели нормально, однако бандиты успели выпустить по первому вертолету еще две гранаты, одна из которых взорвалась в районе редукторного отсека и повредила основную гидросистему вертолета. Вторая граната, не разорвавшись, застряла в створках грузовой кабины вертолета и в любой момент от вибрации могла взорваться. Капитан А.В. Пашковский, весь израненный осколками гранаты и стекол, сумел довести не менее израненную машину Н.В. Калиты до аэродрома Пяндж и произвести посадку в ручном режиме. На аэродроме инженеры насчитали в машине более 50 пулевых и осколочных пробоин. За этот подвиг капитан А.В. Пашковский был награжден орденом Ленина. Старшему лейтенанту В.Н. Шаповалову, сразу же после посадки и эвакуации раненых в госпиталь, заместитель начальника войск пограничного округа по авиации полковник Александр Николаевич Евдокимов, руководивший авиацией в этой операции, сказал: «Раз ты привел эту машину, то тебе на ней и летать командиром».
Все члены этих двух героических экипажей были награждены государственными наградами. Капитан Н.В. Калита и старший лейтенант В.Н. Шаповалов орденами Красного Знамени. Калита долго лечился в госпиталях. В 1988 году он был переведен в Одессу. Однако полученные серьезные ранения и контузии сказались и, к сожалению, в 1995 году он ушел из жизни.
10 марта 1987 года командир звена вертолетов майор Михаил Николаевич Зубко под огнем противника осуществил высадку десанта и получил команду с КП на эвакуацию раненых пограничников. После загрузки раненых на борт вертолет был подбит выстрелом из гранатомета и загорелся. Майор М.Н. Зубко дал команду покинуть вертолет. Затем он доложил обстановку ведущему группы. Прикрывая огнем из пулемета отход экипажа с ранеными, дал возможность товарищам отойти на безопасное расстояние, занять выгодную позицию за валунами и удерживать ее до прихода подкрепления. Майор М.Н. Зубко за этот боевой вылет был награжден орденом Красного Знамени. Ведущий десантной группы, командир авиационной эскадрильи 23-го Душанбинского полка подполковник Александр Константинович Дубасов, приняв доклад майора М.Н. Зубко, произвел высадку десанта из своего вертолета и, рискуя жизнью, под сильным огнем противника произвел посадку рядом с подбитым вертолетом и эвакуировал экипаж майора Зубко и раненых пограничников. За этот боевой вылет подполковник А.К. Дубасов был награжден орденом Красной Звезды. В 1987 году подполковник А.К. Дубасов был назначен командиром 22-й Уч-Аральской отдельной эскадрильи, в 1988 году – командиром 15-го Камчатского авиаполка, а затем он стал начальником авиации Камчатского пограничного округа. С этой должности в 1996 году поступил в Военную академию Генерального штаба. После ее окончания несколько лет был начальником авиации Кавказского особого пограничного округа. В 1999 году получил воинское звание «генерал-майор». До конца 2004 года генерал-лейтенант А.К. Дубасов являлся начальником Департамента авиации ФПС России. Последним за афганскую войну командиром 23-го Душанбинского авиаполка с 1987 по 1991 г. был подполковник Владимир Иванович Дятлов. К этому времени летный состав полка имел семилетний опыт ведения боевых действий. Но в связи с тем, что опытные первоклассные летчики уходили на повышение, а на их место приходила необстрелянная молодежь, необходимо было постоянно повышать уровень подготовки экипажей. Поэтому полковник В.И. Дятлов большое внимание уделял оптимальному сочетанию учебно-боевых полетов летного состава с боевыми вылетами, с учетом индивидуального подхода к каждому летчику, с обязательной «провозкой» по афганским площадкам. В этот период начался плановый вывод пограничных подразделений с территории Афганистана. Только плановых частных операций на участке округа было проведено более 120 и внеплановых около 60. Во всех самых крупных и ответственных операциях авиационными группами руководил командир полка. Полковник В.И. Дятлов имеет более 600 боевых вылетов. В самый тяжелый день для полка за всю историю афганской войны – 17 января 1988 года – при сопровождении автоколонны были сбиты два боевых вертолета Ми-24 (командиры экипажей майор В.А. Карпов и капитан О.В. Акулов). Авиагруппу в операции «Возмездие» по спасению экипажей и уничтожению бандитов возглавлял полковник В.И. Дятлов. Полк был поднят по боевой тревоге, и ровно через час 20 вертолетов участвовали в поиске экипажей и бандитов. Были высажены десанты на путях отхода банды, нанесены ракетно-бомбовые удары. Бандгруппа была уничтожена. Живых и погибших членов экипажей эвакуировали в госпиталь. В 1993 году полковник В.И. Дятлов был переведен в Москву старшим инспектором-летчиком авиаотдела ГУПВ. В 1997 г. назначен начальником авиации Камчатского пограничного округа. В 1998 году он получил воинское звание «генерал-майор». В 2000 году был назначен начальником отдела Департамента авиации Погранслужбы ФСБ России. Награжден орденами Красного Знамени и Красной Звезды, многими медалями. В операции «Возмездие» при спасении экипажа вертолета Ми-24 в бою отличился и экипаж заместителя начальника авиаотдела САПО полковника Виктора Петровича Кочеткова, который произвел посадку рядом с подбитой машиной и вытащил из горящего вертолета членов экипажа капитана О.В. Акулова. Полковник В.П. Кочетков получил при этом минно-взрывную травму, контузию и сотрясение головного мозга. В.П. Кочетков принимал участие в боевых действиях в Афганистане c 1982 года, а с 1987 и до вывода войск – в должности заместителя начальника авиационного отдела САПО. Это один из немногих летчиков авиации ПВ, который за тридцать лет летной работы имеет общий налет на всех типах самолетов и вертолетов более 10 000 часов! Из них – 1200 боевых вылетов на вертолетах Ми-8 и Ми-24. Он неоднократно оказывался в сложных, критических ситуациях, возвращался с боевых заданий с многочисленными пробоинами и повреждениями, но всегда выходил победителем. Кочетков участвовал в разработке более десяти крупных операций, в трех из них руководил авиацией. Все эти операции были проведены успешно и без потерь. В последнее перед увольнением время полковник В.П. Кочетков служил заместителем начальника отдела Центральной квалификационной комиссии летного состава военной авиации России и одновременно был председателем квалификационной комиссии летного состава авиации Погранслужбы ФСБ России. За короткий срок принял непосредственное участие в подготовке и повышении классной квалификации более 600 летчиков и штурманов. За личное мужество и отвагу при выполнении служебных обязанностей В.П. Кочетков награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом «За военные заслуги», медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За отличие в охране государственной границы СССР»… Впервые в практике эксплуатации вертолетов Ми-26 в пограничных войсках 11 февраля 1988 года на внешней подвеске был эвакуирован с территории Афганистана поврежденный вертолет Ми-8. Экипаж командира авиационного отряда вертолетов Ми-26 майора Юрия Ивановича Ставицкого и весь личный состав, участвовавший в этой операции, за проявленное мужество и высокое летное мастерство были награждены орденами и медалями. В будущем Ю.И. Ставицкий много раз участвовал в сложных операциях, эвакуировал несколько подбитых вертолетов Ми-8 и Ми-24, БМП, БТР, специальных автомобилей связи и командно-штабных машин. 29 сентября 1996 года за спасение подбитого боевиками вертолета на таджикско-афганской границе Указом Президента РФ от 14 декабря 1996 года Ю.И. Ставицкий был удостоен звания Героя Российской Федерации. Он также награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Мужества, двумя медалями «За отличие в охране государственной границы СССР», «За боевые заслуги», «За отвагу» и многими другими. В последнее время подполковник Ю.И. Ставицкий был начальником воздушно-огневой подготовки в 20-й отдельной авиаэскадрилье ФПС России в Санкт-Петербурге. Капитан В.Ф. Попков – командир вертолета Ми-8 23-го отдельного авиационного полка Среднеазиатского пограничного округа совершил 2590 боевых вылетов. В небе Афганистана он оказался сразу после Сызранского высшего военного авиационного училища летчиков. В 1982–1989 годах производил десантирование, воздушную разведку, доставку боеприпасов и продовольствия, эвакуацию раненых, прикрытие транспортных колонн... Среди множества боевых законов капитан Попков всегда выделял для себя закон боевого братства. Навсегда запомнил он действия своего командира экипажа С. Болгова в августовский день 1986 года, когда тот, ни секунды не раздумывая, под ураганным огнем пошел на посадку к подбитому из ДШК вертолету, а потом взлетел с загоревшимся двигателем и прошитыми пулями топливными баками. Сам Валерий Попков в то время занимал место летчика-штурмана и действовал четко, умело, самоотверженно. И все-таки своим тот подвиг не считает. Время для его личного подвига наступило буквально накануне вывода советских войск из Республики Афганистан. 19 января 1989 года они вылетели в паре с капитаном Шариповым. Низкая облачность над Ханабадом скрывала от них предгорья, а их, в свою очередь, от расположившихся внизу банд «непримиримых». И стоило появиться крохотному разрыву в облаках, как машина ведущего круто пошла вниз, оставляя за собой огненно-дымный шлейф. Потом он увидел раскрывшийся у самой земли парашют Шарипова и бегущих к нему вооруженных бандитов. Залп НУРСов попковского вертолета заставил душманов прятаться в расщелинах. Валерий дважды сыграл с землей в одно «касание». Первый раз – из машины выскочили трое членов экипажа, прикрыли парашютиста автоматным огнем и бросились к пылающему вертолету. Но тут оживились и душманы. Попков, резко взмыв вверх, новым залпом накрыл атакующих и переключил их внимание на себя. Новое «касание» – и все трое со спасенным Шариповым снова на борту. Он абсолютно не думал об уникальности совершенного. Выручить товарища надо было? Надо. Проверить сбитый вертолет, чтобы не оставить в нем раненых, тоже надо. Значит, все сделано как учили. По возвращении на аэродром техники насчитали в корпусе вертолета капитана Попкова 21 пробоину… Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1989 года капитану Попкову Валерию Филипповичу за проявленные мужество и героизм при исполнении воинского долга присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№11594). Экипаж В.Ф. Попкова Герой Советского Союза Попков Валерий Филиппович
Постановка В.Ф. Попковым задачи экипажу перед вылетом