10-й Алма-Атинский авиационный полк и 22-я Уч-Аральская ОАЭ
Самый сложный участок, с точки зрения физико-географических и климатических условий, достался 10-му Алма-Атинскому авиационному полку и 22-й Уч-Аральской отдельной авиаэскадрильи ВПО. Восточная часть провинции
Бадахшан на границе с Пакистаном и Китаем в районе так называемого «афганского языка» – это высочайшие горы Памира, «семитысячники», с ледниками и перевалами на 5000–6000 м, с длинными и глубокими, похожими друг на друга ущельями. Государственная граница здесь ни чем не обозначена, проходит по вершинам гор и перевалов, по так называемой «линии Дюранда». Полеты в этих районах выполняются на практическом потолке, т.е. на 3500–4000 м, в облегченном варианте вертолета до 5000 метров.
На период начала афганских событий и до 1984 года командиром 10-го Алма-Атинского полка был полковник Анатолий Николаевич Найденов. Его заместителем по летной подготовке – подполковник Николай Иванович Сергеев, заместителем по общим вопросам подполковник Анатолий Юрьевич Дорофеев, начальником штаба подполковник Юрий Алексеевич Тягаев, начальником политотдела – полковник Петр Иванович Трубицын, заместителем по инженерно-авиационной службе подполковник Владимир Алексеевич Сергеев, заместителем по тылу подполковник Анатолий Федорович Янишевский, старшим штурманом полка полковник Юрий Михайлович Брюханов.
Первой серьезной операцией для авиации ВПО была «Крыша», проведенная в мае–июне 1980 года с
задачей надежного прикрытия границы Афганистана с Пакистаном и Китаем. В операции участвовала
авиационная группа в количестве 10 вертолетов Ми-8 в облегченном варианте с самыми опытными горными летчиками полка.
Аэродром «Бурундай»
Офицеры полка с космонавтом В. Коваленком (в центре), полковник А. Найденов (слева)
Заместитель командира полка по ИАС подполковник Н. Попович готовит вертолет к нанесению бомбового удара, Гульхана, 1986 г.
Экипаж майора К. Шошнева
Личный состав 2-й авиаэскадрильи 10-го Алма-Атинского полка
Поздравления в честь Дня пограничника командира полка полковника А. Филясова
Возглавлял авиагруппу командир полка полковник А.Н. Найденов. Вначале в Лянгар с передовой командой офицеров ОГ округа прибыла пара вертолетов во главе с начальником авиационного отделения округа, опытным высокогорным летчиком полковником Александром Ивановичем Тимофеевым. Была проведена разведка обстановки, рекогносцировка местности и произведен облет площадок в районе Сархадской щели. Офицеры оперативно-войсковой группы округа на местности наметили точки дислокации будущих десантных подразделений. 22 мая по маршруту Бурундай – Ош – Мургаб – Лянгар в исходный район десантирования прибыла основная группа под руководством полковника А.Н. Найденова. С 23 мая по 5 июня практически ежедневно авиагруппа производила высадку десантов и различных воинских грузов на сархадском и базай-гумбадском направлениях. Посадочные площадки были расположены на высотах выше 3500 м. Всего в этот период на шесть базовых опорных точек было десантировано более 500 пограничников и свыше 40 тонн грузов. Так появились «орлиные гнезда» на господствующих высотах, которые надежно перекрыли доступ в ущелья со стороны Пакистана. Затем состоялся второй этап операции по наращиванию усилий на этих направлениях. Всю афганскую войну в этом районе авиация ВПО осуществляла не только авиационное прикрытие границы с воздуха, но и полное обеспечение пограничных подразделений. Никаким другим способом, кроме вертолетов, попасть в горы было практически невозможно. Доставка оружия, боеприпасов, горючего, продуктов питания, смена личного состава десантных подразделений, выставление засад для борьбы с караванами с оружием, все большие и малые пограничные операции – все осуществлялось на вертолетах.
За первую операцию на участке ВПО многие летчики были награждены. В их числе полковники А.И. Тимофеев и А.Н. Найденов, которым вручили ордена Красной Звезды. В 1984 году полковник А.Н. Найденов был переведен в Тбилиси начальником авиационного отделения Закавказского пограничного округа.
Летно-технический состав 1-й авиаэскадрильи 10-го Алма-Атинского полка
Вместе с 12-м Тбилисским учебным авиаполком переучивал летный состав авиации ПВ на новую авиационную технику, участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Армении. Закончил службу в Ставрополе начальником авиационного отдела Кавказского особого пограничного округа.
В 1984 году Восточному пограничному округу была увеличена зона ответственности. В нее вошел «афганский выступ» до Калаи-Хумба включительно. Восточный погранокруг стал активнее проводить пограничные операции с Хорога, Ишкашима, Ванча, Гульханы и др. Роль авиации в этих операциях была главной и определяющей составляющей успеха. Необходимо констатировать, что авиация ВПО с честью выполнила поставленную задачу: значительно снизила проникновение караванов с оружием из Пакистана в Афганистан в своей зоне ответственности.
Летным составом была даже выработана специальная тактика уничтожения караванов с оружием.
Еще в начальный период применения ракетного и бомбового вооружения в горах Памира летчиками, кроме ослепительной красоты, была подмечена большая чувствительность снежных лавин к сотрясениям, образующимся в результате взрыва авиационных боеприпасов. С 1983 года, в соответствии с данными разведки, экипажи регулярно наносили удары по бандитским караванам с оружием с высот, близких к практическому потолку, порядка 4500–5000 м, стараясь спровоцировать оползни и лавины. И это им постоянно удавалось.
К примеру, 4 декабря 1983 года пара вертолетов (командиры экипажей заместитель командира авиаэскадрильи майор Петр Иванович Чиндин и командир звена вертолетов капитан Константин Константинович Шошнев) в районе перевала Мочан нанесла удачный ракетный удар по склону горы выше каравана и вызвала обвал снега и сход лавины. Под все сметающей на своем пути массой несущегося вниз с большой скоростью снега погиб весь караван с оружием численностью до 130 бандитов и свыше 50 вьючных животных. В 1984 году за мужество и отвагу, проявленные при выполнении интернационального долга, майор П.И. Чиндин был награжден орденом Ленина, а капитан К.К. Шошнев орденом Красной Звезды. С 1984 по 1987 г. командиром 10-го Алма-Атинского авиационного полка был полковник Анатолий Петрович Ивахненко. Он учел опыт полетов в горах своих предшественников, поэтому всесторонне и тщательно готовился к боевым полетам и летный состав, и авиационные группы в целом.
Перед десантированием личного состава на самые высокогорные площадки высотой 3500–4000 метров он не только снимал с вертолетов лишнее оборудование, но и ввел обязательное взвешивание десантников непосредственно перед загрузкой в вертолет. Взвешивание показало, что средний вес каждого десантника с его личными вещами и вооружением был на 20–25 кг выше, чем учитывалось в расчетах. Личному составу десанта на первое десантирование в операции было предложено облегчить вес вещевых мешков, оставить лишние боеприпасы, продукты питания и другое имущество. В комплексе все эти непопулярные ни у летного состава, ни у десантников мероприятия дали простой и удивительный результат. Они позволили взять на борт каждого вертолета по 10–12 десантников вместо 5–6 в начальный период и произвести их десантирование на площадки высотой более 3500 метров. Количество рейсов уменьшилось минимум в два раза.
Не менее грамотно командир полка полковник А.П. Ивахненко показал себя и в Вардуджской операции в октябре 1986 года. Он эффективно использовал сложные в это время года метеорологические условия высокогорного ущелья. В связи с тем, что засады и средства ПВО бандитов были расположены на вершинах гор, Ивахненко предложил провести операцию по очистке ущелья в период закрытия вершин гор сплошной облачностью.
Осмотр трофейного оружия. В центре – полковник А.П. Ивахненко
Применение такого тактического приема позволило осуществить внезапное десантирование без огневого противодействия противника и в целом провести операцию без потерь. В операции по очистке центра Вардуджа от бандформирований были уничтожены 164 душмана. Полковник А.П. Ивахненко за умелое руководство подчиненными был награжден орденом Красной Звезды. 1 октября 1984 года пара вертолетов под руководством заместителя командира полка подполковника А.Ю. Дорофеева выполняла разведывательный полет вдоль «линии Дюранда» и обнаружила бандитский караван, шедший из Пакистана в районе кишлака Сарисанг. Пара нанесла несколько ракетно-бомбовых ударов, спровоцировала сход лавины. Практически весь караван был уничтожен. Подполковник А.Ю. Дорофеев был награжден орденом Красного Знамени.
Захваченное трофейное оружие. У пулемета ДШК – капитан Н.Ф. Гаврилов
В Зардевской операции 11 октября 1985 года под руководством командира 22-й Уч-Аральской авиаэскадрильи подполковника В.Г. Захарова ударами с воздуха было уничтожено 110 бандитов, в том числе главарь банды и все его
окружение. Особенно отличился экипаж вертолета Ми-24 в составе командира капитана Н.П. Шкрябко, старшего летчика-штурмана капитана С.А. Логунова. Экипаж точным попаданием управляемой ракеты «Штурм-В» уничтожил хорошо укрепленный дот противника, чем намного облегчил десантникам выполнение боевых задач.
В этой операции огнем стрелкового оружия бандитов был сбит вертолет начальника штаба полка подполковника Петра Адамовича Корнева. Экипажу удалось произвести вынужденную посадку в районе кишлака Зардев в зоне досягаемости огня противника. Все члены экипажа получили сильные ушибы. Вертолет завалился набок и начал гореть. Старший летчик-штурман лейтенант Д.А. Сидиков в сплошном дыму сумел вытащить экипаж из вертолета. Он еле успел оттащить командира экипажа и бортового техника от вертолета, как тот взорвался.
Спас экипаж подполковника П.А. Корнева командир звена вертолетов Ми-8 капитан Николай Фёдорович Гаврилов, сумевший произвести посадку рядом с упавшим вертолетом, ориентируясь при заходе по дыму. Экипаж Н.Ф. Гаврилова на висении затащил в свой вертолет пострадавших вертолетчиков и эвакуировал их в Гульхану. За этот боевой вылет капитан Н.Ф. Гаврилов был награжден орденом Красной Звезды, а его экипаж медалями.
2 октября 1986 года во второй Вардуджской операции группа из семи вертолетов, возглавляемая заместителем командира эскадрильи капитаном Н.Ф. Гавриловым, нанесла авиационный удар по скоплению бандитов в районе опорного пункта на окраине кишлака Шахран. Прямым попаданием бомб, управляемых и неуправляемых ракет было уничтожено 87 бандитов и два пулемета ДШК. Капитан Н.Ф. Гаврилов был награжден орденом Ленина.
В январе 2002 года за выполнение специального задания командования ФСБ России в условиях, сопряженных с риском для жизни, Н.Ф. Гаврилов был удостоен звания Героя Российской Федерации. С 2000 по 2010 г. генерал-лейтенант Н.Ф. Гаврилов возглавлял управление авиации ФСБ России.
Без одного года всю афганскую войну отлетал в сложных высокогорных условиях заместитель командира полка по летной подготовке подполковник Николай Иванович Сергеев. Его спокойствию и выдержке при выполнении боевых полетов мог позавидовать любой летчик. Отличился Николай Иванович в Вардуджской операции 23 сентября 1986 года. При нанесении ракетно-бомбового удара по укрепленному пункту в районе кишлака Ябаб он возглавлял авиационную группу из пяти вертолетов. В результате прямого попадания бомб и ракет навсегда перестал существовать опорный пункт бандитов на господствующей высоте, вырубленный в скальном грунте и считавшийся неприступным. Было уничтожено 35 бандитов – ядро бандитского сопротивления района. Подполковник Н.И. Сергеев был награжден орденом Ленина, а летчики его группы орденами и медалями.
12 ноября 1986 года летчики под руководством командира эскадрильи подполковника Алексея Георгиевича Волкова выручили автоколонну пограничников, идущую вдоль Вардуджского ущелья с Гардиана на Умоль.
Вечером колонна попала в засаду боевиков, было подбито несколько единиц автомобильной техники, появились погибшие и раненые. Погода была нелетная: низкая облачность и ограниченная видимость. Подполковник А.Г. Волков взял с собой два самых опытных и знающих местность экипажа: майора П.И. Пономарева и майора В.А. Зайкова. На предельно малой высоте они вышли в район колонны, связались с командиром по радио. По наводке с близкой дистанции нанесли удар по засаде бандитов неуправляемыми ракетами и пулеметным огнем. Противник был уничтожен, автоколонну сопроводили до Умоля. Затем по просьбе командира наземного подразделения майор П.И. Пономарев в сумерках произвел посадку в Умоле, забрал раненых и доставил их на базу в Гульхану.
В 1987 году командиром 10-го Алма-Атинского полка был назначен подполковник Виктор Григорьевич Захаров. К этому времени он был уже опытным командиром. Летчики в полку тоже были хорошо подготовлены к боевым полетам в высокогорье. Кроме указанных фамилий офицеров за 10 лет афганской войны в горах Памира на хорогско-мургабском направлении безаварийно отлетали многие экипажи КВПО. Это, в первую очередь, экипажи
полковников А.И. Тимофеева, В.Г. Захарова, Н.И. Сергеева, подполковников А.Г. Волкова и В.И. Беляка, майоров С.А. Богачёва, В.В. Зайкова, В.И. Имангазиева, А.И. Филоненко, В.А. Каменских, Л.И. Горбатова, В.И. Алексанина, М.Н. Пятибратова, капитанов Божко, Циканова, Альмяшева, Прибыткова, Марея, Беляева и другие.