СВВАУЛ

10-й Алма-Атинский авиационный полк и 22-я Уч-Аральская ОАЭ

Самый сложный участок, с точки зрения физико-географических и климатических условий, достался  10-му  Алма-Атинскому  авиационному полку и 22-й Уч-Аральской   отдельной   авиаэскадрильи ВПО. Восточная часть провинции  Бадахшан на границе с Пакистаном и Китаем в районе так называемого «афганского языка» – это высочайшие горы Памира, «семитысячники», с ледниками и перевалами на 5000–6000 м, с длинными и глубокими, похожими друг на друга  ущельями.    Государственная граница здесь ни чем не обозначена,  проходит  по  вершинам  гор  и перевалов, по так называемой «линии Дюранда». Полеты в этих районах  выполняются  на  практическом потолке, т.е. на 3500–4000 м, в облегченном варианте вертолета до 5000 метров. На период начала афганских событий и до 1984 года командиром 10-го Алма-Атинского полка был полковник Анатолий Николаевич Найденов.  Его  заместителем  по летной  подготовке  –  подполковник  Николай  Иванович  Сергеев, заместителем по общим вопросам подполковник Анатолий Юрьевич Дорофеев,    начальником    штаба подполковник  Юрий  Алексеевич Тягаев, начальником политотдела – полковник Петр Иванович Трубицын, заместителем по инженерно-авиационной  службе  подполковник Владимир Алексеевич Сергеев,  заместителем  по  тылу  подполковник  Анатолий  Федорович Янишевский, старшим штурманом полка полковник Юрий Михайлович Брюханов. Первой   серьезной   операцией для авиации ВПО была «Крыша», проведенная в мае–июне 1980 года с   задачей  надежного  прикрытия границы Афганистана с Пакистаном и Китаем. В операции участвовала  авиационная группа в количестве 10 вертолетов Ми-8 в облегченном варианте с самыми опытными  горными  летчиками  полка.

Аэродром «Бурундай»

Офицеры полка с космонавтом В. Коваленком (в центре), полковник А. Найденов (слева)

Заместитель командира полка по ИАС подполковник Н. Попович готовит вертолет к нанесению бомбового удара, Гульхана, 1986 г.

Экипаж майора К. Шошнева

Личный состав 2-й авиаэскадрильи 10-го Алма-Атинского полка

Поздравления в честь Дня пограничника командира полка полковника А. Филясова

Возглавлял авиагруппу командир полка полковник А.Н. Найденов. Вначале  в  Лянгар  с  передовой командой   офицеров   ОГ   округа прибыла пара вертолетов во главе с начальником авиационного отделения округа, опытным высокогорным летчиком полковником Александром Ивановичем Тимофеевым. Была  проведена  разведка обстановки, рекогносцировка местности и произведен  облет  площадок  в районе Сархадской щели. Офицеры оперативно-войсковой группы округа на местности наметили точки дислокации будущих десантных подразделений. 22 мая по маршруту Бурундай – Ош – Мургаб – Лянгар в исходный район   десантирования   прибыла основная   группа   под   руководством полковника А.Н. Найденова. С 23 мая по 5 июня практически ежедневно авиагруппа производила высадку десантов и различных воинских грузов на сархадском и базай-гумбадском  направлениях. Посадочные площадки были расположены на высотах выше 3500 м. Всего в этот период на шесть базовых опорных точек было десантировано более 500 пограничников и свыше 40 тонн грузов. Так появились «орлиные гнезда» на господствующих высотах,  которые  надежно перекрыли доступ в ущелья со стороны Пакистана. Затем  состоялся  второй  этап операции по наращиванию усилий на этих направлениях. Всю афганскую войну в этом районе авиация ВПО    осуществляла    не  только авиационное прикрытие границы с воздуха, но и полное обеспечение пограничных подразделений. Никаким   другим   способом,   кроме вертолетов, попасть в горы было практически невозможно. Доставка оружия, боеприпасов, горючего, продуктов питания, смена личного состава десантных подразделений,    выставление    засад    для борьбы с караванами с оружием, все большие и малые пограничные операции – все осуществлялось на вертолетах. За первую операцию на участке ВПО   многие   летчики   были   награждены. В их числе полковники А.И. Тимофеев и А.Н. Найденов, которым вручили ордена Красной Звезды. В 1984 году полковник А.Н. Найденов  был переведен  в Тбилиси  начальником авиационного отделения Закавказского пограничного округа.

Летно-технический состав 1-й авиаэскадрильи 10-го Алма-Атинского полка

Вместе с 12-м Тбилисским учебным авиаполком переучивал летный состав авиации ПВ на новую авиационную технику, участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Армении. Закончил службу в Ставрополе начальником авиационного отдела Кавказского особого пограничного округа. В 1984 году Восточному пограничному  округу  была  увеличена зона ответственности. В нее вошел «афганский выступ» до  Калаи-Хумба включительно. Восточный погранокруг стал активнее проводить пограничные операции с Хорога, Ишкашима, Ванча, Гульханы и др. Роль авиации в этих операциях была главной и определяющей  составляющей успеха. Необходимо   констатировать,   что авиация ВПО с честью выполнила поставленную задачу: значительно снизила проникновение караванов с оружием из Пакистана в Афганистан в своей зоне ответственности. Летным составом была даже выработана    специальная    тактика уничтожения караванов с оружием.  Еще в начальный период применения ракетного и бомбового вооружения в горах Памира летчиками,  кроме ослепительной красоты, была подмечена большая чувствительность снежных лавин к сотрясениям, образующимся в результате взрыва авиационных боеприпасов. С 1983 года, в соответствии с данными разведки, экипажи регулярно наносили удары по бандитским караванам с оружием с высот, близких к практическому потолку, порядка   4500–5000   м,   стараясь спровоцировать оползни и лавины. И это им постоянно удавалось. К примеру, 4 декабря 1983 года пара вертолетов (командиры экипажей    заместитель    командира  авиаэскадрильи майор Петр Иванович  Чиндин  и  командир  звена вертолетов  капитан  Константин Константинович Шошнев) в районе перевала Мочан нанесла удачный ракетный удар по склону горы выше  каравана  и  вызвала  обвал снега и сход лавины. Под все сметающей на своем пути массой несущегося вниз с большой скоростью  снега  погиб  весь караван  с оружием   численностью до 130 бандитов и свыше 50 вьючных животных. В 1984 году за мужество и отвагу, проявленные при выполнении интернационального долга, майор П.И. Чиндин был награжден орденом Ленина, а капитан К.К. Шошнев орденом Красной Звезды. С 1984 по 1987 г. командиром 10-го Алма-Атинского авиационного полка был полковник Анатолий Петрович Ивахненко. Он учел опыт полетов в горах своих предшественников,  поэтому всесторонне  и  тщательно  готовился  к боевым полетам и летный состав, и  авиационные  группы  в  целом.  Перед десантированием личного состава  на  самые  высокогорные площадки    высотой    3500–4000  метров он не только снимал с вертолетов лишнее оборудование, но и ввел обязательное взвешивание десантников непосредственно перед загрузкой в вертолет. Взвешивание показало, что средний вес каждого десантника с его личными вещами и вооружением был на 20–25 кг выше, чем учитывалось в расчетах. Личному составу десанта  на  первое  десантирование в операции  было  предложено  облегчить   вес   вещевых   мешков, оставить    лишние    боеприпасы, продукты питания и другое имущество. В комплексе все эти непопулярные ни у летного состава, ни у десантников мероприятия дали простой и удивительный результат. Они позволили взять на борт каждого вертолета по 10–12 десантников  вместо  5–6  в  начальный период и произвести их десантирование на площадки высотой  более  3500  метров.  Количество рейсов  уменьшилось  минимум в два раза. Не  менее  грамотно  командир полка полковник А.П. Ивахненко показал  себя  и  в  Вардуджской операции в октябре 1986 года. Он эффективно  использовал  сложные в это время года метеорологические условия высокогорного ущелья. В связи с тем, что засады и  средства  ПВО  бандитов  были расположены  на  вершинах  гор, Ивахненко предложил провести операцию  по  очистке  ущелья  в период   закрытия   вершин   гор сплошной облачностью.

Осмотр трофейного оружия. В центре – полковник А.П. Ивахненко

Применение такого тактического приема  позволило  осуществить  внезапное десантирование без огневого противодействия противника и в целом провести операцию без потерь. В операции по очистке центра Вардуджа от бандформирований были уничтожены 164 душмана. Полковник А.П. Ивахненко за умелое   руководство подчиненными   был   награжден орденом Красной Звезды. 1 октября 1984 года пара вертолетов под руководством заместителя командира полка подполковника А.Ю. Дорофеева выполняла разведывательный    полет    вдоль «линии  Дюранда»  и  обнаружила бандитский  караван,  шедший  из Пакистана в районе кишлака Сарисанг.  Пара  нанесла  несколько ракетно-бомбовых  ударов,  спровоцировала сход лавины. Практически  весь  караван  был  уничтожен. Подполковник  А.Ю.  Дорофеев    был    награжден    орденом Красного Знамени.

Захваченное трофейное оружие. У пулемета ДШК – капитан Н.Ф. Гаврилов

В  Зардевской  операции  11  октября 1985 года под руководством командира    22-й    Уч-Аральской авиаэскадрильи  подполковника В.Г. Захарова ударами с воздуха было уничтожено 110 бандитов, в том числе главарь банды и все его  окружение. Особенно отличился экипаж вертолета Ми-24 в составе командира капитана Н.П. Шкрябко, старшего летчика-штурмана капитана С.А. Логунова. Экипаж точным попаданием управляемой ракеты  «Штурм-В»   уничтожил хорошо укрепленный дот противника,  чем  намного  облегчил  десантникам   выполнение   боевых задач. В этой операции огнем стрелкового  оружия  бандитов  был  сбит вертолет начальника штаба полка подполковника Петра Адамовича Корнева.  Экипажу  удалось  произвести  вынужденную  посадку  в районе кишлака Зардев в зоне досягаемости огня противника. Все члены экипажа получили сильные ушибы. Вертолет завалился набок и начал гореть. Старший летчик-штурман лейтенант Д.А. Сидиков в сплошном  дыму  сумел  вытащить экипаж из вертолета. Он еле успел оттащить  командира  экипажа  и бортового  техника  от  вертолета, как тот взорвался. Спас   экипаж   подполковника П.А. Корнева командир звена вертолетов  Ми-8  капитан  Николай Фёдорович   Гаврилов,   сумевший произвести посадку рядом с упавшим   вертолетом,   ориентируясь при   заходе   по   дыму.  Экипаж Н.Ф. Гаврилова  на  висении  затащил в свой вертолет пострадавших вертолетчиков и эвакуировал их в Гульхану. За этот боевой вылет капитан Н.Ф. Гаврилов был награжден орденом Красной Звезды, а его экипаж медалями. 2 октября 1986 года во второй Вардуджской операции группа из семи  вертолетов,  возглавляемая заместителем командира  эскадрильи  капитаном  Н.Ф.  Гавриловым, нанесла авиационный удар по скоплению   бандитов   в   районе опорного пункта на окраине кишлака  Шахран.  Прямым  попаданием  бомб,  управляемых  и  неуправляемых ракет было уничтожено 87 бандитов и два пулемета ДШК. Капитан Н.Ф. Гаврилов был награжден орденом Ленина. В январе 2002 года за выполнение специального задания командования ФСБ России в условиях, сопряженных с риском для жизни, Н.Ф. Гаврилов был удостоен звания Героя Российской Федерации. С 2000 по 2010 г. генерал-лейтенант  Н.Ф. Гаврилов  возглавлял управление авиации ФСБ России. Без одного года всю афганскую войну отлетал в сложных высокогорных    условиях    заместитель командира полка по летной подготовке подполковник Николай Иванович Сергеев. Его спокойствию и выдержке при выполнении боевых полетов мог позавидовать любой летчик. Отличился Николай Иванович  в  Вардуджской  операции 23 сентября 1986 года. При нанесении ракетно-бомбового удара по укрепленному  пункту  в  районе кишлака Ябаб он возглавлял авиационную группу из пяти вертолетов. В результате прямого попадания бомб и ракет навсегда перестал существовать опорный пункт бандитов на господствующей высоте,   вырубленный   в   скальном грунте и считавшийся неприступным. Было уничтожено 35 бандитов – ядро бандитского сопротивления    района.    Подполковник Н.И. Сергеев был награжден орденом Ленина, а летчики его группы орденами и медалями. 12  ноября  1986  года  летчики под руководством командира эскадрильи подполковника Алексея Георгиевича  Волкова выручили автоколонну       пограничников, идущую    вдоль    Вардуджского ущелья   с   Гардиана   на   Умоль. Вечером колонна попала в засаду боевиков, было подбито несколько единиц автомобильной техники,  появились погибшие  и  раненые. Погода была нелетная: низкая облачность и ограниченная видимость. Подполковник А.Г. Волков взял с собой два самых опытных и знающих местность экипажа:  майора  П.И. Пономарева  и  майора В.А. Зайкова. На предельно  малой  высоте  они  вышли  в район    колонны,  связались  с командиром по радио. По наводке с близкой дистанции нанесли удар по засаде бандитов неуправляемыми ракетами и пулеметным огнем.  Противник был  уничтожен,  автоколонну  сопроводили до  Умоля.   Затем   по   просьбе командира наземного подразделения майор  П.И.  Пономарев  в сумерках   произвел   посадку   в Умоле, забрал раненых и доставил их на базу в Гульхану. В 1987 году командиром 10-го Алма-Атинского полка был назначен  подполковник  Виктор  Григорьевич Захаров. К этому времени он был уже опытным командиром. Летчики в полку тоже были хорошо  подготовлены  к  боевым полетам в высокогорье. Кроме указанных фамилий офицеров за 10 лет афганской войны в горах  Памира  на  хорогско-мургабском направлении безаварийно отлетали многие экипажи КВПО. Это,  в  первую  очередь,  экипажи  полковников    А.И.    Тимофеева, В.Г. Захарова, Н.И. Сергеева, подполковников    А.Г.    Волкова и В.И. Беляка, майоров С.А. Богачёва, В.В. Зайкова, В.И. Имангазиева, А.И. Филоненко, В.А. Каменских, Л.И. Горбатова, В.И. Алексанина, М.Н. Пятибратова, капитанов Божко, Циканова, Альмяшева, Прибыткова,  Марея,  Беляева  и другие.