Табличный вывод
– начальник центра – старший лётчик-испытатель 1338-го испытательного центра 929-го Государственного лётно-испытательного центра имени В. П. Чкалова Министерства обороны Российской Федерации, полковник.
Родился 15 ноября 1964 года в городе Саратов Саратовской области. С 1981 года – в Вооружённых Силах СССР, курсант Саратовского высшего военного авиационного училища лётчиков. По окончании училища в 1986 году с золотой медалью имел большое желание служить в палубной авиации Военно-морского флота. Однако ответ министра обороны на его обращение был отрицательным: обучен не по профилю. Был распределён в город Ахтубинск Астраханской области, где служил в одном из вертолётных полков Военно-воздушных сил (ВВС).
В 1992 году зачислен в Центр подготовки лётчиков-испытателей 929-го Государственного лётно-испытательного центра (ГЛИЦ) имени В.П. Чкалова Министерства обороны Российской Федерации (Ахтубинск). После окончания обучения в нём был распределён в испытательный центр в городе Щёлково (Московская область), где впоследствии занял должность начальника центра – старшего лётчика-испытателя 1338- го испытательного центра 929-го ГЛИЦ Минобороны.
В начале своей карьеры С. И. Демьяненко довелось участвовать во внедрении в практику первых очков ночного видения на вертолётах Ми-8. Предназначенные для обзора закабинного пространства вертолёта в тёмное время суток, они обеспечивали возможность взлёта, пилотирования на предельно малых и малых высотах, поиска и обнаружения объектов при поисково-спасательных операциях, посадки на необорудованные и неосвещённые площадки.
Опробовать в реальном бою появившиеся вслед за первыми моделями очки ночного видения на вертолёте Ми-8, где уже стояли обзорно-прицельная станция и тепловизионный канал, удалось в 2000 году на Северном Кавказе. За три месяца, проведённых в командировке в зоне контртеррористической операции, С. И. Демьяненко вместе с товарищами не раз отправлялся на выполнение боевых задач, в том числе в Аргунское ущелье, которое имело в плане логистики для чеченских боевиков большое значение. Лётчики-испытатели доказали эффективность применения очков ночного видения и первых обзорно-прицельных станций. Подобные очки, уже более современные, продолжают использоваться и в настоящее время. За участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики офицер был награжден первым орденом Мужества.
Участвовал в военной операции России в Сирии. Командуя вертолётным звеном Ка-52 полковник Демьяненко успешно выполнял боевые задачи по уничтожению международных террористических формирований. Так, в одном из боевых дежурств, вертолётное звено Ка-52 во главе с полковником Демьяненко получило боевую задачу уничтожить скопление бронетехники террористов в районе аэродрома Тифор. Командуя ударной группой в воздухе и выполнив отвлекающий манёвр, командир звена неожиданно для бандформирований вывел боевые вертолёты к цели. Вертолётчики применили боевые ракеты по замаскированным танкам террористов, но попали под ответный зенитный огонь. Ведомый вертолёт оказался в опасности. Сергей Демьяненко, выполнив разворот, под шквальным огнём атаковал и уничтожил выявленную цель. За успешное выполнение боевых задач был награждён вторым орденом Мужества.
Руководимый полковником С. И. Демьяненко 1338-й испытательный центр продолжает проводить испытания и оценку вертолётных авиационных комплексов, самолётов первоначального обучения и военно-транспортной авиации, их оборудования и вооружения. Здесь также испытываются и оцениваются возможности десантирования и авиатранспортабельность техники Сухопутных войск, войск Противовоздушной обороны, Воздушно-десантных войск и Ракетных войск стратегического назначения. Именно здесь прошли проверку, прежде чем попасть в войска, транспортные самолёты, в том числе Ил-76, и «Русланы» – Ан-124. На счету испытателей центра – и все типы винтокрылых машин: боевые ударные, учебные, транспортные, десантные, в том числе новые модернизированные Ка-52 («Аллигаторы») и Ми-28Н («Ночные охотники»).
Указом Президента Российской Федерации («закрытым») от 2022 года за мужество, отвагу и самоотверженность, проявленные при исполнении воинского и служебного долга, полковнику Демьяненко Сергею Ивановичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением знака особого отличия – медали «Золотая Звезда». Награда вручена Герою 8 декабря 2022 года президентом России в Георгиевском зале Кремля. Продолжает находиться на лётно-испытательной работе в 1338-м испытательном центре ГЛИЦ имени В. П. Чкалова. Полковник. Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации. Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени с изображением мечей, 3 орденами Мужества, медалями.
Герой Советского Союза и Герой Российской Федерации
— старший лётчик отдельной вертолётной эскадрильи 40-й армии; командир 325-го отдельного транспортно-боевого вертолётного полка.
Родился 7 февраля 1956 года в селе Таскудук Джамбейтинского района Уральской области (Северный Казахстан) в многодетной семье рабочего. Казах. Член КПСС с 1982 года. В 1973 году окончил среднюю школу в городе Чапаеве Уральской области (Северный Казахстан) и поступил на курсы водителей. До призыва в Вооружённые Силы работал на кирпичном заводе, элеваторе.
С 1974 по 1976 годы проходил срочную службу в рядах Советской Армии. После увольнения в запас, в 1976 году поступил в Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков, которое окончил в 1980 году.
В составе 40-й армии (Ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан) в период с сентября 1984 года по декабрь 1985 года и с апреля 1987 года по май 1988 года Н.С.Майданов принимал участие в боевых действиях. Там, в Афганистане, он одним из первых начал применять тактику, которая спасла потом жизнь многим вертолётчикам и солдатам ограниченного контингента. Высоко в горах вертолёты Ми-8 плохо слушались управления и взлетать даже с небольшой загрузкой по-вертолётному не хотели. Тогда молодой ещё лётчик Николай Майданов стал разгонять боевую машину по-самолётному и… бросать их с горных вершин в пропасть. Рискованный манёвр давал результат — в падении винт раскручивался, машина набирала необходимую скорость и зачастую уходила прямо из-под носа душманов, которые уже праздновали победу. Однополчане и те, кто сталкивались с Н.С.Майдановым в Афганистане, знали: если вертолёт пилотирует он, можно быть уверенным, живыми вернутся все. И многие на него молились, как на настоящего ангела-хранителя.
Старший лётчик отдельной вертолётной эскадрильи капитан Н.С.Майданов к июню 1988 года выполнил на вертолете Ми-8 1250 боевых вылетов с налётом 1100 часов. Лично вывез с поля боя 85 раненых солдат и офицеров, перевёз до 1000 десантников и 100 тонн грузов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1988 года, за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Николаю Саиновичу Майданову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11582).
В 1992 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина. Продолжал службу в ВВС: командовал вертолётным полком Ленинградского военного округа, дислоцированным под Санкт-Петербургом.
В 1999-2000 годах командир 325-го отдельного транспортно-боевого вертолётного полка, полковник Н.С.Майданов принимал участие в антитеррористической операции российских войск в Чеченской Республике.
29 января 2000 года звено Ми-8, в составе которого находился вертолёт командира полка Н.С.Майданова, выполняло в районе Аргунского ущелья высадку десанта на одну из высот и вело разведку местности. Неожиданно по ним был открыт плотный огонь из крупнокалиберных пулемётов. Несмотря на это асы-вертолётчики, руководимые полковником Н.С.Майдановым, вывели свои винтокрылые машины из-под обстрела, сберегли десант и вертолёты. Но шальная пуля пробила остекление кабины командирского Ми-8. Рана оказалась смертельной...
Указом Президента РФ от 10 марта 2000 года Николай Саинович Майданов посмертно удостоен звания Героя Российской Федерации.
Н.С.Майданов похоронен в Санкт-Петербурге, на Серафимовском кладбище.
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, медалями.
Герой Советского Союза
– командир 2-й эскадрильи десантно-транспортных вертолётов «Ми-8» 335-го отдельного вертолётного полка ВВС 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистан), подполковник.
Родился 15 апреля 1954 года в селе Молдаванское Крымского района Краснодарского края в крестьянской семье. Молдаванин. Член КПСС с 1976 года. Окончил 10 классов.
В Советской Армии с 1971 года. В 1974 году окончил Саратовское военное авиационное училище лётчиков.
За год прохождения службы в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, 2-я эскадрилья десантно-транспортных вертолётов «Ми-8» 335-го отдельного вертолётного полка ВВС 40-й армии, которой командовал Александр Райлян, выполнила ночных заданий больше, чем все полки ВВС СССР вместе взятые. За этот же период отважный комэск не потерял ни одного из своих подчинённых.
У казом Президиума Верховного Совета от 25 февраля 1988 года за умелое командование авиаэскадрильей, мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан подполковнику Райляну Александру Максимовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11566).
После возвращения в Советский Союз А.М. Райлян продолжил службу в ВВС Прикарпатского военного округа, а когда в конце декабря 1991 года СССР прекратил своё существование, – остался на службе в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации.
Участвовал в боевых действиях в Таджикистане, Косово и Чечне. Был заместителем начальника боевой подготовки армейской авиации Вооруженных Сил Российской Федерации.
Награждён орденом Ленина, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й и 3-й степени, медалями. Удостоен почётного звания «Заслуженный военный лётчик РФ».
Герой Советского Союза
— командир экипажа вертолёта МИ-24 одной из частей ВВС в составе 40-й армии Краснознамённого Туркестанского военного округа (ограниченный контингент советских войск в Демократической Республике Афганистане), капитан.
Родился 11 августа 1960 года в посёлке городского типа Бородинский Кировского района Тульской области в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1985 года. Окончил 10 классов. В Советской Армии с 1977 года. В 1981 году окончил Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков.
Службу проходил в Группе советских войск в Германии лётчиком-оператором, затем командиром вертолета Ми-24. С 1984 го¬да — в Краснознамённом Белорусском военном округе. С 1984 по 1985 год — в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, где совершил четыреста боевых вылетов.
Указом Президиума Верховного Совета от 31 июля 1986 года за мужество и героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Демократической Республике Афганистан капитану Филипченкову Сергею Викторовичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 11545).
По возвращении из Афганистана в свой полк отважный офицер-вертолётчик возглавил вертолётное звено. Принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Избирался делегатом XX-го съезда ВЛКСМ. Окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А. Гагарина. Является одним из учредителей и участником Фонда «Региональный общественный Фонд поддержки Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации имени генерала Е.Н. Кочешкова». Награждён орденом Ленина.
Герой Российской Федерации
— заместитель командира вертолётной эскадрильи по воспитательной работе 325-го отдельного транспортно-боевого вертолётного полка, майор. Родился 6 декабря 1957 года в селе Караидель Караидельского района Башкирии. Русский. В Советской Армии с 1975 года. В 1979 году окончил Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков.
В 1986 году Владимир Алимов, служивший в одной из частей единой поисково-спасательной службы СССР, принимал участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Участник боевых действий на Северном Кавказе: операции по восстановлению конституционного порядка в Чеченской Республике в 1996 году и контртеррористической операции в 1999 году. Спас жизнь более 30-и солдат и офицеров.
13 декабря 1999 года В.Р. Алимов участвовал в спасении пилота самолёта-штурмовика «Су-25», упавшего неподалеку от чеченского селения Старые Атаги
… группа вертолетов, ведомая майором Алимовым В.Р., выполняла задачу по поиску и эвакуации летчика Су-25 подполковника Борисюка, сбитого в Аргунском ущелье. Полет осуществлялся в сложных метеоусловиях. В районе Ярыш-Марды вертолёты майора Алимова были обстреляны боевиками, из засады. Через несколько секунд он услышал в эфире доклад одного из ведомых — майора Вячеслава Христофорова о прямом попадании снаряда, отказе гидросистем и падении вертолета, Отдав приказ второму ведомому майору Геннадию Ковалёву на прикрытие с воздуха, майор Алимов повел свой вертолет на посадку на повышенной скорости по крутой глиссаде, создав тем самым видимость неуправляемого падения вертолета. Во время снижения он попал под огонь боевиков, в результате чего была выведена из строя радиосвязь и цепь управления огнем. После приземления командир экипажа приказал личному составу парашютно- десантной группы, находившейся на борту, рассредоточиться и огнем штатного оружия прикрыть эвакуацию экипажа и десантной группы сбитого вертолета. 22 минуты понадобилось майору Алимову, чтобы без потерь завершить эвакуацию всех военнослужащих. Погрузив на борт 31 человека, пятеро из которых были ранены, майор Алимов принял решение на взлет. Владея отличной техникой пилотирования, Алимов сумел взлететь на перегруженном вертолете. В сложных метеоусловиях, без средств радиосвязи, радиолокационного контроля, при значительных повреждениях вертолета майор Алимов сумел точно выйти на аэродром в Моздоке. На удалении 5 км от него, не выходя на посадочный курс во избежание столкновения со взлетающими бортами, экипаж приступил к снижению. При подходе к ближнему приводу пуском зеленой ракеты, обозначающей, что вертолет заходит на посадку без средств связи, майор Алимов произвел посадку. Зарулить не мог, так как пневматики всех колес были пробиты пулями, из-за повреждения всех лопастей несущего и хвостового винтов была сильная вибрация, из пробитых баков подтекало топливо. После выключения двигателей раненые были эвакуированы, а вертолет майора Алимова отправлен в ремонт. На нем было обнаружено более 40 пробоин, из них 12 -в пилотской кабине. Все это время экипаж м-ра Ковалёва прикрывал борт м-ра Алимова до тех пор, пока он не взлетел и не ушел в облака. Вспоминает командир экипажа Геннадий Ковалев: — Обстановка на земле после приземления экипажа Алимова была сложной. Из “зеленки” выдвигалось несколько десятков боевиков. Их надо было отсечь. На мой запрос «314-й»(Алимов) не отвечал. Я сделал три захода на предельно малой высоте, обработал “зеленку” НАРами. Потом из пулеметов ударили по бандитам. На земле экипажи и десант действовали грамотно, одновременно эвакуируя раненых и отражая наседавших бандитов. Интенсивный огонь велся и по нашему вертолету. Мы наблюдали взлет Алимова. Перегруженная машина, ограниченных размеров площадка, прямо по курсу две высокие сосны… Набрав высоту, Алимов ушел в облака. Это действительно мастер. Молодец. Наш вертолет был буквально изрешечен пробоинами, текло из пробитых баков топливо, пятеро раненых на борту. В общем, дотянув до своих, мы сели в поле… — Во время боя за спасение экипажей и десантников, — рассказывают сослуживцы Алимова, — наш вертолет получил значительные повреждения. Тут о вынужденной посадке бы думать, но ведь внизу наши товарищи… И командир тогда мне сказал: “Или мы все уйдем, или все останемся здесь”. Все ушли. Все живы, слава Богу. Майор Владимир Алимов: — Я вывел РУДы на максимальный режим работы. Чувствовал, воспринимал каждое дуновение ветра. Тяжело взлетали. А тут еще два дерева впереди. Завалили мы их. Веришь в машину — она доверяет, повинуется тебе… Как бы тяжко ей не было. Вот и верили, что выберемся. Хотя от случайностей в бою никто не застрахован. Мой “правак” Владимир тоже был готов к любому повороту событий. Перед самым взлетом пуля ударила мне в левую руку. Часы “Ориент”, подаренные перед самой командировкой в Чечню, — вдребезги. Жалко...
Указом Президента Российской Федерации от 15 февраля 2000 года за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в ходе контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, майору Алимову Владимиру Ришадовичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». Полковник Алимов В.Р. продолжает службу в Вооружённых Силах РФ. Награждён орденами Красной Звезды, Мужества, «За военные заслуги», медалями.
Герой Российской Федерации
29 сентября 1996 года с территории Афганистана «духи» начали интенсивный пулеметно-минометный обстрел аэропорта Калай-Хумб. Били с горной вершины и из-за хребта. Командованием было принято решение найти и уничтожить минометную батарею бандитов. Экипаж в составе подполковников Юрия Ставицкого и Сергея Липового, летчика-штурмана капитана Игоря Будая и борттехника капитана Валерия Стовбы вылетел на выполнение задания. Сложного и опасного. Их вертолет попал под огонь крупнокалиберного пулемета ДШК. И хотя задание все-таки было выполнено, победа далась дорогой ценой: погибли капитаны Валерий Стовба и Игорь Будай. Командир вертолета с трудом дотянул машину до базы на одном работающем двигателе.
Будай Игорь Михайлович после окончания Саратовского высшего военного авиационного училища летчиков в 1987 году получил первое свое назначение на должность старшего летчика-штурмана вертолета «Ми-8» в авиационную эскадрилью Прибалтийского пограничного округа. С сентября 1992 года проходил службу в Северо-Западном пограничном округе. Воинское звание «капитан» получил досрочно.В аттестации сказано: «Летать любит, летает уверенно. Умеет проявлять разумную инициативу, как на базовом аэродроме, так и при выполнении задач по охране Государственной границы России. Оперативно реагирует на изменение обстановки». В начале сентября 1996 года И. Будай был направлен в служебную командировку в Республику Таджикистан.
Когда 29.09.1996 г. экипажи вступили в огневое противоборство с бандитами, капитан Будай вел стрельбу из грузовой кабины. Получив контузию, продолжал вести огонь до тех пор, пока не был смертельно ранен.
Указом Президента РФ от 14.12 1996 Будай Игорю Михайловичу присвоено звание Герой России (посмертно).
Герой Российской Федерации
Власов Владимир Александрович (22.08.1963 — 26.09.2002), майор(17.01.1995 г.). Окончил Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков в 1984 году. Военный летчик II-го класса, командир вертолетного звена на Ми-24. За время боевых действий совершил 882 боевых вылета.
Из наградного листа:
В 12 часов 05 минут 25.09.2002 г. командир вертолетного звена Ми-24 майор Власов Владимир Александрович получил боевую задачу уничтожить группу боевиков в районе лесного массива Дуба-Юрт (4767550, 8561350). Пара боевых вертолетов Ми-24, возглавляемая майором Власовым В.А. точно и в срок вышла в указанный район, где подразделение сухопутных войск вело бой по уничтожению группы боевиков. На предельно малой высоте, используя рельеф местности майор Власов В.А. вывел вертолет на цель и нанес точный ракетно-штурмовой удар. Боевики ожесточенным огнем крупнокалиберных пулеметов, стрелкового оружия, произвели пуски ПЗРК ''Игла'' по нашим вертолетам. Не взирая на шквальный огонь противника, мастерским маневром уклонившись от ракеты ПЗРК ''Игла'' майор Власов В.А. повторными точными огневыми ударами уничтожил огневые точки боевиков, обеспечив тем самым успех операции сухопутных подразделений, сохранив жизни десятков российских солдат. В результате удара уничтожено до 20 боевиков, расчет ПЗРК, расчет крупнокалиберного пулемета ДШК.
В 17 часов 45 минут 25.09.2002 г. командир вертолетного звена Ми-24 майор Власов Владимир Александрович получил боевую задачу ракетно-штурмовым ударом остановить продвижение боевиков к н.п. Галашки республики Ингушетия. В период с18 часов 10 минут по 18 часов 20 минут экипаж майора Власова В.А. нанес шесть ракетных ударов по позициям боевиков. В результате ракетно-штурмовых ударов уничтожена группа из 25 боевиков, пытавшихся прорваться из района блокирования (4770000, 8496900). От ожесточенного огня озверевших боевиков вертолет майора Власова В.А. получил боевые повреждения, но высокое мужество, самообладание, летное мастерство майора Власова В.А. спасло жизни членов экипажа и боевую машину. Пробитые осколками зенитных снарядов и пулями боевиков топливные баки, масляные магистрали, двигатели израненного вертолета в любую секунду угрожали взрывом, но мужественный командир майор Власов В.А.привел Ми-24 на аэродром Ханкала.
В 7 часов 10 минут 26.09.2002 г. командир вертолетного звена Ми-24 майор Власов Владимир Александрович выполнял боевую задачу по уничтожению разрозненных остатков банды Абду-Малика, рассеявшихся на горных склонах и лесных массивах в окрестностях н.п. Галашки. Боевики встретили наши вертолеты сосредоточенным огнем переносных зенитно-ракетных комплексов ПЗРК «Игла». По паре вертолетов Ми-24, возглавляемой майором Власовым В.А., наемники произвели 3 пуска ракет ПЗРК. Майор Власов В.А. не свернул с боевого курса и точным огнем уничтожил огневые точки противника, обеспечив спасение жизней десятков спецназовцев и бойцов ОМОНА, ведших жестокий бой с озверевшими наемниками. Выполняя повторные заходы на цели, майор Власов В.А. своим мужеством и героизмом вдохновлял экипаж своего ведомого капитана Кушниренко Р.А., вселял уверенность в бойцов сухопутных подразделений. Отчаявшиеся бандиты сосредоточили весь огонь на вертолете майора Власова В.А. Мелкие группы бандитов попытались укрыться на окраине н.п. Галашки, прикрываясь домами мирных жителей. Чтобы огонь вертолетов был максимально точным и не повредил дома мирных жителей майор Власов В.А. на предельно малой высоте, ежесекундно рискуя жизнью, вел беспощадный огонь по боевикам. В результате огневого воздействия майором Власовым В.А. уничтожено более 30 боевиков. В это время по паре вертолетов Ми-24 майора Власова В.А. наемники выпустили две ракеты ПЗРК ''Игла'' одновременно с разных направлений. Прикрыв от огня зенитных комплексов вертолет своего ведомого капитана Кушниренко Р.А., майор Власов В.А. мастерским маневром уклонился от первой ракеты, но вторая ракета поразила вертолет героического командира звена. Спасая жизни мирных жителей, майор Власов В.А. недрогнувшей рукой увел горящий вертолет к окраине села, где боевая машина взорвалась, врезавшись в землю.
За заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига, майор Власов Владимир Александрович Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2003 года удостоен звания «Герой Российской Федерации» (посмертно).
Герой Российской Федерации
родился в 1962 году в деревне Сосновка Череповецкого района Вологодской области. В 1985г. окончил Саратовское Высшее Военное Авиационное Училище Лётчиков. За время службы зарекомендовал себя мужественным, грамотным специалистом. В совершенстве владел бортовым оружием. Совершил 187 боевых вылетов, в ходе которых уничтожил 1 БТР, 4 опорных пункта, 26 огневых точек, 5 минометных расчетов, 130 единиц живой силы противника. Кавалер ордена Мужества. Семья: жена Алла, сын Никита (1988г.р.), дочь Анна (1991г.р.).
Указом Президента РФ № 1285 от 11.07.2000г. за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, майору А.А.Завитухину и капитану А.Ю.Кириллину присвоено звание Героев России (посмертно).
31 января 2000 года. Чеченская республика. Район населенного пункта Хорсеной. Экипаж вертолете «Ми-24» в составе майора А.А.Завитухина и капитана А.Ю.Кириллина участвует в задании по прикрытию вертолета «Ми-8» поисково-спасательной службы, занимающегося поиском и эвакуацией группы разведчиков. Своим бортом летчики прикрыли машину поисковиков, попавшую под шквальный огонь боевиков, дали ей уйти из зоны поражения, а свой подбитый «Ми-24» направили на одну из зенитных установок врага, повторив в наши дни подвиг героического экипажа капитана Гастелло.
Звезду Героя России из рук командующего получил сын майора Завитухина А.А. — Никита. Имена павших героев навечно занесены в список личного состава эскадрильи.
Герой Российской Федерации
— заместитель командира вертолётного полка Северо-Кавказского военного округа, подполковник.
Родился 27 сентября 1965 года в деревне Нижнее Аврюзово Альшеевского района Башкирии в крестьянской семье. Татарин. Окончил среднюю школу.
В Советской Армии с 1982 года. В 1986 году окончил Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков. Проходил службу в составе ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан, где совершил 280 боевых вылетов.
По возвращении на Родину служил в Прикарпатском военном округе.
После распада СССР Р.Р. Ихсанов продолжил военную службу в Вооружённых Силах Российской Федерации. В 1995 году, по окончании Военно-Воздушной Академию имени Ю.А. Гагарина, он был назначен заместителем командира вертолётного полка, дислоцированного в городе Будённовске Ставропольского края.
Участник контртеррористической операции на Северном Кавказе, в ходе которой, возглавляя группы вертолётчиков, наносил удары по базам боевиков, вёл воздушную разведку, высаживал и эвакуировал разведывательные группы после выполнения боевой задачи. За время 2-х чеченских кампаний потери подчиненных подполковника Ихсанова Р.Р. при выполнении боевых задач были сведены к минимуму.
Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 года заместителю командира вертолётного полка подполковнику Ихсанову Рафику Рашитовичу за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».
С 2001 года отважный офицер-вертолётчик — командир вертолётного полка в Сибирском военном округе. С 2004 года полковник Ихсанов Р.Р. продолжает службу в Главном Штабе ВВС и ПВО.
Награждён орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями.
Герой Российской Федерации
— командир вертолетной эскадрильи вертолетного полка Северо-Кавказского военного округа, подполковник авиации.
Родился 16 октября 1961 года в селе Полюдово Жиздринского района Калужской области. Русский.
Окончил среднюю школу. В 1984 году окончил Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков. Служил в авиационных вертолетных полках Туркестанского и Северо-кавказского военных округов. В составе ограниченного контингента советских войск принимал участие в боевых действиях в Афганистане. В период службы в вертолетном полку Северо-Кавказского военного округа, который дислоцирован в городе Буденновске Ставропольского края, командовал вертолетным звеном и был заместителем командира вертолетной эскадрильи. Воевал на первой чеченской войне 1994 — 1996 г.
С августа 1999 года принимал участие в боевых действиях в Дагестане и во второй чеченской войне. Совершил несколько сотен боевых вылетов. В боевом вылете 13 августа 1999 года на вертолете Ми-8 производил высадку тактического десанта в районе горы Аликен Ботлихского района Дагестана. По приземлявшемуся вертолету боевики открыли ураганный огонь, в том числе из крупнокалиберного пулемета. Машина сразу получила значительные повреждения кабины и фюзеляжа. Однако летчик сумел прислонить машину к горному склону на одно колесо и удерживал ее под огнем врага в таком положении, пока не высадил весь десант. Затем подполковник Левашов поднял машину в воздух и, несмотря на повреждения, около 10 минут огнем с воздуха производил подавление вражеских огневых точек, помогая десантникам занять прочную оборону.
Когда экипаж привел поврежденный вертолет на аэродром, оказалось, что все машины задействованы в боевых вылетах. Наскоро устранив наиболее значительные повреждения, Левашов вновь поднял машину в воздух и доставил подкрепление и боеприпасы «своим» десантникам. Героические действия летчика сыграли большую роль в успехе боевой операции и разгроме крупного бандформирования.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе, Указом Президента Российской Федерации от 26 августа 1999 года подполковнику авиации Левашову Сергею Александровичу присвоено звание Героя Российской Федерации.
Продолжает службу в Российской Армии. С 2002 года — заместитель командира отдельного вертолетного полка Московского военного округа (город Воротынск Калужской области). Награжден орденами Красной Звезды, Мужества, «За военные заслуги», медалями.
Герой Российской Федерации
Родился 23 декабря 1968 года в городе Костроме. В 1986 году окончил среднюю школу, после чего в том же году начал службу в Вооруженных Силах СССР, поступив в Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков. В 1990 году, после окончания училища был направлен на службу в учебный вертолётный полк Сызранского высшего военного авиационного училища лётчиков в Приволжском военном округе, где последовательно занимал должности лётчика-инструктора, старшего лётчика-инструктора и командира звена.
В 1998 году Макаренков окончил командный факультет Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина. С 1998 по 2002 год проходил службу в отдельном транспортном вертолётном полку в составе Объединённой группировки войск, последовательно занимая должности начальника воздушно-огневой и тактической подготовки, командира авиационной эскадрильи, заместителя командира отдельного транспортного вертолётного полка. Участник Второй чеченской войны, выполнял задачи по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. 15 июля 2000 года, Указом Президента Российской Федерации, за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники полковнику Леониду Владимировичу Макаренкову было присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». Начиная с 2002 года Леонид Макаренков находится на лётно-испытательной работе в Государственном лётно-испытательном центре имени В.П.Чкалова. За годы работы в центре прошёл путь он лётчика-испытателя до заместителя командира эскадрильи — старшего лётчика-испытателя испытательной вертолётной эскадрильи службы лётных испытаний научно-испытательного управления испытательного центра. В 2004 году окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей ГЛИЦ. В настоящее время Леонид Владимирович продолжает службу и живёт в посёлке Чкаловский Московской области, расположенного в черте города Щёлково.
Герой Российской Федерации
Наточий Сергей Алексееевич — начальник парашютно-десантной подготовки и поисково-спасательной службы авиации Северо-Кавказского военного округа, подполковник.
Родился 10 апреля 1961 года в поселке Новосоветский Егорьевского района Алтайского края. Русский. Через несколько лет семья переехала в Краснодарский край. Там окончил среднюю школу.
Служил в Вооружённых Силах СССР. Окончил Саратовское высшее военное авиационное училище летчиков. Направлен на службу в 55-й Севастопольский отдельный вертолётный полк, бывший тогда в составе Северной группы войск (Польша). В 1985 году переведён в другой вертолётный полк Прикарпатского военного округа, дислоцированный в городе Броды Львовской области Украинской ССР.
Оттуда был откомандирован в Афганистан, где более года принимал участие в боевых действиях, совершил сотни боевых вылетов. За мужество в боях награждён государственными наградами СССР и Афганистана. Затем продолжил службу в Бродах.
В 1992 году отказался приносить присягу на верность Украине и смог добиться перевода в Российскую Армию. В мае 1992 года вновь зачислен в списки личного состава 55-го вертолётного полка, который теперь был уже передислоцирован в город Кореновск Краснодарского края. Командовал экипажем вертолёта Ми-24. Принимал участие в ликвидации межнациональных вооружённых конфликтов на территории бывшего СССР в Абхазии и Северной Осетии. Воевал в первой чеченской войне.
С 1995 года — начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы 55-го Севастопольского отдельного вертолётного полка ВВС Северо-Кавказского военного округа. Под его руководством эта служба неоднократно признавалась лучшей по округу, лично выполнил сотни парашютных прыжков и обучил этому десятки лётчиков полка. В 1999-2000 годах несколько месяцев вместе с полком воевал в Дагестане и в Чеченской республике в период второй чеченской войны. В ходе лично проведённых майором Наточим боевых операций было эвакуировано 80 раненых российских военнослужащих с поля боя, зачастую под обстрелом противника и с повреждениями эвакуационных вертолётов.
В октябре 2001 года Наточий был назначен начальником парашютно-десантной подготовки и поисково-спасательной службы авиации Северо-Кавказского военного округа, теперь он отвечал за соответствующую службу в пяти вертолётных полках. Тогда же ему было присвоено очередное воинское звание «подполковник». В ноябре 2001 года направлен в очередную командировку в Чеченскую республику.
1 декабря 2001 года подполковник Наточий возвращался из Чечни на вертолете Ми-26 под командованием майора О.В.Бондаренко. Полёт проходил в сложных метеоусловиях. Из-за обледенения произошел отказ левого двигателя. Бондаренко начал производить снижение вертолета, но на высоте около 300 метров отключился и второй двигатель. Когда падающая машина вышла из облаков на высоте 150 метров, под ней оказалась станица Стодеревская Ставропольского края. Вертолет падал прямо на здание станичной школы. С целью избежать падения на школу Бондаренко сумел в оставшиеся секунды уменьшить вертикальную скорость и отключить обороты несущего винта. Подполковник Наточий в это время подавал команды экипажу, а также военнослужащим в пассажирском отсеке, как им спасти жизнь при ударе об землю. Машина рухнула на землю у школьного двора. От удара лопастями винта по кабине командир экипажа Олег Бондаренко погиб за штурвалом вертолета. Наточий получил травмы, но организовал эвакуацию раненых солдат и членов экипажа. При выносе последнего пострадавшего произошел взрыв топливных баков вертолёта. Закрыл своим телом раненого и получил смертельные травмы и ожоги. Скончался в тот же день. Мужественными и самоотверженными действиями Олега Бондаренко и Сергея Наточего были спасены десятки жизней детей и взрослых, находившихся в школе, а также 16 человек на борту вертолета.
За мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга, Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2002 года подполковнику Наточему Сергею Алексеевичу присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Также Золотой звезды Героя (посмертно) был удостоен Олег Бондаренко.
Похоронен в Краснодарском крае.
Награждён орденами Красной Звезды, Мужества (04.2000), медалями СССР, России и Афганистана.
Герой Российской Федерации
— военный летчик, майор. Родился 6 июня 1962 года в городе Махачкале. Русский. Учился в Витебском авиационном центре ДОСААФ, в Саратовском высшем военном авиационном училище летчиков. С 1985 года проходил службу на различных летных должностях в Ленинградском военном округе. С 1993 года — в Северо-Кавказском округе внутренних войск. Военный летчик 1 класса.
C июля 1999 года выполнял специальное задание в составе временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона России.
11 августа 1999 года вместе с экипажем осуществлял доставку руководящего состава группировки, следующего в вертолете Ми-8 №114 по маршруту Махачкала-1 -Агвали. В 15.01 вертолет, пилотируемый экипажем в составе командира вертолета майора Орлова А.Б., бортового техника старшего лейтенанта Юрина М.В., правого летчика Анощенкова А.И., выполнил взлет и взял курс на Агвали. На борту вертолета находились начальник авиационного управления главкомата генерал-лейтенант Виктор Анатольевич Якунов, начальник разведуправления генерал-лейтенант Виктор Иванович Кузнецов и заместитель начальника Главного организационно-инспекторского управления МВД России генерал-майор внутренней службы Виктор Васильевич Ракитин. Кроме них на борту находились два офицера ФАПСИ со спецаппаратурой и два солдата сопровождения из отряда спецназа «Росич» — рядовые Алексей Осипов и Андрей Дробин.
В 15.43 при заходе на посадку у населенного пункта Ботлих Ботлихского района Республики Дагестан с целью выгрузки транзитных пассажиров экипаж вертолета был подвергнут внезапному нападению боевиков и был подбит управляемой ракетой. Машина загорелась. Командир экипажа майор Орлов был тяжело контужен, горел, но пытался еще отдавать какие-то распоряжения, организовать эвакуацию пассажиров, которые успели, помогая друг другу, покинуть горящий борт и отойти на безопасное расстояние. А через несколько мгновений еще один вражеская ракета попала в горящий Ми-8...
Экипаж вертолета и пассажиры получили ранения и ожоги различной степени тяжести и были эвакуированы в лечебные учреждения г. Махачкалы. Один сотрудник ФАПСИ от полученных ранений скончался на месте. Майор Орлов А.Б. получил ожоги обеих кистей, лица, площадь поражения более 50 процентов. Состояние здоровья тяжелое. Находится в ожоговом центре города Махачкалы. 15 августа 1999 г. скончался от полученных ран.
Звание Героя Российской Федерации Орлову Андрею Борисовичу присвоено посмертно 26 августа 1999 года за мужество и самоотверженные действия, проявленные при выполнении специального задания.
Похоронен в Ростове-на-Дону, где жил и служил последние годы.
Герой Российской Федерации
летчик вертолётного полка Северо-Кавказского военного округа, подполковник авиации.
Родился 7 апреля 1960 года на хуторе Задонский Азовского района Ростовской области. Русский. Окончил среднюю школу. Занимался в Ростовском аэроклубе ДОСААФ, который окончил в 1978 году.
В Вооружённых Силах СССР с 1978 года. Окончил Богодуховский учебный центр ДОСААФ в 1979, экстерном — Саратовское высшее военное авиационное училище лётчиков в 1980 году.
С 1980 года служил в вертолётных авиационных частях Южной группы войск: летчик-штурман, с 1982 — командир экипажа вертолёта Ми-8Т. С 1985 года служил в ВВС Закавказского военного округа (Цхинвали). В 1986 — 1988 годах воевал в Афганистане в провинции Баграм, командир вертолётного звена, выполнил 650 боевых вылетов.
Принимал участие в ликвидации последствий катастрофического землетрясения в Армении в 1988 году. С декабря 1989 года — командир эскадрильи в Группе советских войск в Германии, с 1991 года — в частях Среднеазиатского военного округа (Семипалатинская область Казахской ССР), с 1992 года — в отдельном вертолётном полку в Ростове-на-Дону. Участник боевых действий в различных «горячих точках» на территории бывшего СССР.
Проявил героизм в операции по освобождению заложников, захваченных вооруженными террористами. Утром 23 декабря 1993 года четверо вооруженных преступников ворвались в здание средней школы № 25 Ростова-на-Дону и захватили в заложники 15 учеников 9 класса, одну учительницу и водителя автобуса. Добравшись до военного аэродрома рядом с городом, бандиты потребовали продукты и рацию, а также вертолет для полета в Иран через Грозный, Махачкалу и Баку. Впоследствии бандиты также заявили требование о передаче им 10 миллионов долларов США. В обмен на троих освобожденных девочек вертолет был предоставлен, заложники и бандиты были доставлены в Краснодар, затем в Минеральные Воды. Тогда же командир группы «Альфа» Герой Советского Союза Г.Н. Зайцев предположил, что бандитов гораздо более Ирана с его жёсткими законами интересует дудаевская Чечня, где фактически законодательство Российской Федерации не действовало.
В Минеральных Водах в вертолёт с вооруженными бандитами и оставшимися заложниками добровольно вызвались пойти два офицера-вертолётчика — подполковник Валентин Падалка и майор Владимир Степанов. Почти трое суток они провели под прицелом бандитов, участвовали в проведении переговоров, успокаивали школьников. Ночью 26 декабря вертолёт поднялся в небо, но из-за плохой погоды был вынужден вернуться в Минеральные Воды. К утру 27 декабря в руках бандитов остались трое школьников и водитель. Бандиты стали терять самообладание, несколько раз открывали огонь из автоматов по постройкам аэропорта. Степанов и Падалка уже самостоятельно убеждали их взять себя в руки и отпустить людей. В конце концов вечером 27 декабря бандиты отпустили последних заложников и сразу же приказали летчикам подниматься в воздух и лететь в Чечню.
Ежеминутно рискуя жизнью, вертолётчики привели вертолёт в окрестности столицы Дагестана Махачкалы, где имитировали повреждение машины и потерю управления. Бандитам сказали, что они находятся над Чечней. Те уже буквально умоляли летчиков посадить вертолёт. После посадки, прихватив захваченные деньги, запаниковавшие бандиты спешно покинули вертолёт и попытались скрыться в лесном массиве. Вертолётчики передали точные координаты места высадки на сопровождавший их вне зоны видимости вертолёт с сотрудниками группы «Альфа». Через несколько часов все преступники были схвачены сотрудниками МВД Дагестана, деньги у них были изъяты. Впоследствии все четверо были осуждены к длительным срокам лишения свободы.
За мужество и героизм, проявленные при проведении операции по освобождению заложников, захваченных в городе Ростов-на-Дону вооруженными террористами, Указом Президента Российской Федерации № 796 от 18 апреля 1994 года подполковнику авиации Падалке Валентину Анатольевичу присвоено звание Героя Российской Федерации. Тем же Указом звание Героя удостоен майор авиации В.Степанов.
Продолжал службу в ВВС, служил в должности старшего инспектора-лётчика 4 армии ВВС и ПВО Северо-Кавказского военного округа. Принимал участие в боевых действиях в период первой и второй чеченских войн. Весной и летом 2002 года участвовал в спасении людей в зоне катастрофического наводнения на Северном Кавказе. В 2003 году вновь оказался в Афганистане, обеспечивал деятельность российской дипломатической и военной миссий, а также афганского руководства. За годы военной службы освоил 6 типов боевых вертолётов, имеет налёт свыше 6000 часов.
С ноября 2003 года полковник авиации Падалка В.А. — в запасе. Живёт в городе Ростов-на-Дону. Окончил Центр подготовки лётчиков-испытателей (2003). Работает лётчиком-испытателем лётно-испытательной станции Ростовского вертолётного производственного комплекса ОАО «Роствертол».
Заслуженный военный лётчик РФ (19.02.1999), военный лётчик-снайпер, лётчик-испытатель 2-го класса. Награждён советскими орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени, российским орденом «За военные заслуги» (26.07.1995), медалями, в том числе «За боевые заслуги», а также орденами и медалями Республики Афганистан.
Герой Российской Федерации
Российский военный деятель. Летчик. Полковник запаса. Герой Российской Федерации. Занимал должность помощника атамана Екатеринодарского районного казачьего общества. Являлся заместителем председателя Краснодарской краевой Ассоциации Героев. Ранее проходил службу в должности командира эскадрильи 487 отдельного вертолетного полка ВВС России.
Сергей Палагин родился 26 марта 1968 года в городе Саратов. Вскоре после рождения, семья переехала в туркменский Ашхабад. В 1985 году, окончил Республиканскую средне-специальную школу-интернат с общевойсковым уклоном. Затем, в 1989 году, успешно завершил обучение в Саратовском высшем военном авиационном училище летчиков.
Далее, молодой офицер проходил службу в авиационных вертолетных частях Группы советских войск в Германии. В 1993 году, перешел на службу в 487-й отдельный вертолетный полк, расположенный в городе Буденновск.
Сергей Вячеславович принимал непосредственное участие в боевых действиях в ряде «горячих точек» на территории бывшего СССР, в том числе в ликвидации осетино-ингушского конфликта в 1993 году. Выступал участником Первой и второй «чеченских войн» и боевых действий на территории Республики Дагестан.
В июне 2002 года, в районе села Шали превосходящие силы боевиков оттеснили группу российских разведчиков из 16 бойцов на минное поле, трое из бойцов от подрывов получили тяжелые ранения. Когда командир вертолетной эскадрильи Сергей Палагин под вражеским обстрелом прибыл на место боя, то обнаружил, что группа находится в лесной местности. Командир принял решение снижаться, ломая ветви деревьев фюзеляжем вертолета. Боевая машина семнадцать минут «висела» над пропастью. В итоге, эвакуация прошла успешно.
Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 года за мужество и героизм, проявленные при выполнении воинского долга в Северо-Кавказском регионе майору Палагину присвоено звание Героя Российской Федерации.
В 2004 году, офицер получил дополнительное образование в Военно-Воздушной Академии имени Юрия Гагарина.
С 2014 года полковник Палагин Сергей Вячеславович находился в запасе. Проживал в городе Краснодар. Состоял в Кубанском войсковом казачьем обществе на должности помощника атамана Екатеринодарского районного казачьего общества Сергея Васина.
Параллельно занимал должность заместителя председателя Краснодарской краевой Ассоциации Героев. Вел большую общественную работу среди ветеранов Кубани. Активно участвовал в общественно-политической жизни, а так же в патриотическом воспитании молодежи, защите интересов ветеранских организаций.
Сергей Вячеславович скончался в результат хронического заболевания 6 ноября 2020 года.